Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов"
(подготовлен Минприроды России 21.07.2023 г.)
Во исполнение пункта 6 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 мая 2023 г. N 3911-8ГД, также пункта 3.2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24 марта 2023 г. N ВА-П11-41пр подготовлены следующие изменения.
Единые требования разделены на разделы - общие положения, объекты обработки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), объекты утилизации, объекты размещения ТКО для структурирования.
Единые требования приведены в соответствии с принятым положением Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части определения вторичных ресурсов.
Определяется точное назначение объектов обработки твердых коммунальных отходов, в соответствии со статьей 1 от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 89-ФЗ).
Минприроды России в 2023 году проведен анализ действующих объектов обработки ТКО на территории Российской Федерации (таблица прилагается с копиями писем субъектов Российской Федерации).
В рамках проведенного анализа следует, что среднероссийская выборка полезных фракций составляет от массы образования ТКО - 7,61%, от входящего потока отходов на объекты обработки - 15,4%.
В свою очередь отмечаем, что достаточно высокая доля выборки полезной фракции от входящего потока отходов на объекты обработки ТКО осуществляется за счет Московской области, которая составляет - 48,29%, Камчатского край в размере - 38,04 % и Тюменской области - 30,96%.
Среднероссийская доля выборки полезной фракций от входящего потока на объекты обработки ТКО без вышеуказанных субъектов Российской Федерации составляет - 8,35%, от массы образованных отходов составляет - 3,23%.
При этом по итогу проведенного анализа морфологического состава отходов на территории Российской Федерации следует, что пищевые отходы составляют - 17,7 %, а полезные фракции составляют - 44,6%, из них:
изделия из бумаги/макулатуры - 10,5%;
пластмассовые изделий - 7,5%;
изделия из стекла - 5,5%;
продукция древесины - 3,3%;
текстиль, текстильные изделия и кожа - 2,7%;
изделия из черных металлов - 1,9%;
многослойная упаковка - 1,1%;
изделия из резины - 1,1%;
изделия из цветных металлов - 0,5%;
электронные товары - 0,5%;
иные (камни, керамика, бетон, подгузники и др.) - 10%.
Отмечаем, что в ряде субъектов Российской Федерации доля выборки составляет менее 1%, например в таких, как:
Республика Бурятия - 0,01%;
Ненецкий автономный округ - 0,01%;
Иркутская область - 0,04%;
Саратовская область - 0,08%;
Забайкальский край - 0,10%.
Достаточно высокая выборка полезных фракций пригодных для дальнейшей утилизации в Московской области, Камчатском крае и Тюменской области обуславливается введенными в эксплуатацию объектами по обработке ТКО с оснащенным автоматизированным оборудованием.
Например, в Московской области комплексные объекты, введенные в эксплуатацию в 2020 году (КПО) "ЮГ", "Север", "Храброво", "Дон", "Прогресс", "Алексинский карьер" оснащены следующем оборудованием:
разрыватели пакетов - на всех КПО;
роторные (валковые) сепараторы - на 3 КПО;
барабанные сепараторы - на 4 КПО;
динамические (вибрационные) сепараторы - на 1 КПО:
магнитные сепараторы черных металлов - на всех КПО;
вихретоковые сепараторы цветных металлов - на 4 КПО;
баллистические сепараторы - на 5 КПО;
оптические (сенсорные) сепараторы - на всех КПО:
прессовальное оборудование - на всех КПО;
измельчительное оборудование - на 5 КПО.
В Тюменской области, введенные в эксплуатацию в период 2019-2020 гг. 3 мусоросортировочных завода оснащены следующим оборудованием:
разрыватели пакетов - на 2 объектах;
барабанные сепараторы - на всех объектах;
магнитные сепараторы черных металлов - на всех объектах;
баллистические сепараторов - на 1 объекте;
оптические (сенсорные) сепараторы - на 1 объекте;
прессовальное оборудование - на всех объектах.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установлены цели в области обращения с ТКО, а именно:
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
обеспечение сортировки отходов в объеме 100%;
снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Одним из приоритетных способов достижения данных целей это утилизация отходов, то есть вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
При этом эффективная выборка полезных фракций позволит вовлечь больше вторичных ресурсов в хозяйственный оборот за счет их направления на утилизацию, тем самым снизив их объем захоронения.
Данная концепция отвечает принципам экономики замкнутого цикла.
Стоит учитывать, что согласно пункту 2 статьи 17.1 89-ФЗ вторичные ресурсы подлежат утилизации и их захоронение запрещается.
Проектом постановления предлагается внести изменения Единые требования, где необходимо закрепить следующее:
Извлечение вторичных ресурсов из состава ТКО на объектах обработки должно составлять в 2025 году не менее 20% в год от объёма, поступивших ТКО на объект обработки и не менее 30% в 2026 году от объёма, поступивших твердых коммунальных отходов на объект обработки.
Объекты в сфере обращения с отходами привести в соответствие с Едиными требованиями к 1 января 2025 году.
Также предлагается закрепить в Единых требованиях, что обязательным являются технологии автоматизированной обработки ТКО при сочетании с ручной.
Ввиду того, что утилизация отходов это использование отходов для производства товаров (продукции) (статья 1 89-ФЗ), то на объектах утилизации производится продукция.
Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.
В соответствии с тем, что отрасль обращения с отходами в России сформировалась недавно, на данный момент идет ее успешное развитие и уже есть успешные примеры по созданию в России новых производств, а также локализации в России соответствующих производств в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.
Минпромторг России с 2018 года проводит работу по обеспечению отрасли по обращению ТКО отечественным высокотехнологичным оборудованием в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - федеральный проект).
Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО, % |
Период, год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022* |
2023 |
2024 |
Плановое значение |
50% |
40% |
40% |
39% |
38% |
37% |
36% |
|
Фактическое значение |
50% |
39,1% |
37,5% |
34,9% |
31,5% |
- |
- |
* Согласно приказу Минприроды России от 15 февраля 2022 года N 103 "Об утверждении методологии расчета показателя "Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов" федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология".
Федеральным проектом установлен целевой показатель по снижению доли импорта оборудования. Достижение целевого показателя способствует выполнению задачи по созданию соответствующей инфраструктуры.
Согласно федеральному проекту значения Показателя выполняются и результат за 2021 г. составил 34,9%, при плановом значении - 39%, а за 2022 г. составил 31,5%, при плановом значении - 38%.
Минпромторгом России реализуются меры, направленные на разработку и применение передовых отечественных промышленных технологий в сфере обращения с отходами, (например: механизм специального инвестиционного контракта (далее - СПИК), заключаемый в соответствии со статьей 16 федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"; субсидирование НИОКР). Таким образом, по субсидированию НИОКР поступают предложения по оборудованию, которое входит в план-импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2022 г. N 1163.
Также в перечень современных технологий включены технологии по обращению с ТКО.
В качестве примера можно привести компанию ООО "ЭКОМАШГРУПП".
Минпромторгом России подписан СПИК на производство оборудования для автоматизированной сортировки ТКО (технология производства оптических сепараторов с механической классификацией (робот). Технология включена в План мероприятий по импортозамещению оборудования.
Минпромторг также отмечает, что за 5 лет совершен существенный прогресс в развитии отечественного машиностроительного сектора отрасли по обращению с ТКО с конвейерных лент до полного цикла производства включая сортировку, переработку с выделением полезного вторсырья, или энергии.
На сегодняшний день при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов по обращению с отходами предпочтение отдается отечественному оборудованию.
Также сейчас в секторе обращения с ТКО активно развивается робототехника и сенсорика, которая отвечает за повышение автоматизации процессов обработки ТКО. Это позволяет минимизировать потенциальные риски для людей, работающих в сфере переработки отходов.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрения дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров.
Подготавливаемый акт не влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.