Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 10 февраля по 14 марта 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/11-22/00133662). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его общественного обсуждения, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан во исполнение абзацев третьего и четвертого подпункта "ф" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса 9 сентября 2020 г. от 6 ноября 2020 г. N Пр-1816 (далее - Поручение N Пр-1816), поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнева Ю.П. от 26 марта 2020 г. N ЮТ-П47-2691.
Проект акта направлен на совершенствование Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 190 (далее - постановление N 190), в части уточнения порядка подачи заявки инвестором в заинтересованный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - заинтересованный орган), надлежащего заверения документов заинтересованными органами, возможности принятия решения заинтересованным органом об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Перечень), в случае, если инвестором не представляются соответствующие документы, установления требований к инвестору по переработке древесины, заготовленной по льготной ставке, а также по возможности подачи документов заинтересованными органами через государственную информационную систему промышленности, расторжения договоров аренды лесных участков в одностороннем порядке при исключении инвестиционного проекта из Перечня, исключения Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа в связи с его упразднением.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в срок с 30 марта по 7 апреля 2023 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета ПАО "Газпром нефть" сообщило об отсутствии замечаний и предложений по указанным документам.
Замечания и предложения поступили от Департамента лесного хозяйства Костромской области, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ПАО "Сегежа Групп", учтенные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Проектом акта предлагается дополнить постановление N 190 положением, в соответствии с которым инвестор направляет в заинтересованный орган заявку, содержащую в том числе следующие сведения и документы (пункт 2 проекта акта):
- объем древесины, используемый для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости на создаваемых (модернизируемых) объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- схему использования в технологическом процессе заготовленной ликвидной древесины (баланс сырья).
Материалы к проекту акта не содержат обоснования необходимости представления указанных сведений. Более того, из Поручения N Пр-1816 также не следует необходимость представления данных сведений.
На основе указанных данных в Перечень заносится в том числе ежегодный объем заготовки древесины (подпункт "з" пункта 4 постановления N 190 в редакции проекта акта).
Недостижение заявленных в Перечне результатов (например, нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год) является основанием для исключения данного инвестиционного проекта из Перечня с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя (подпункт "д" пункта 19 постановления N 190).
При этом инвестор (арендатор) обязан в полном объеме уплатить арендную плату за время фактического пользования лесным участком (пункт 33 постановления N 190 в редакции проекта акта).
Необходимо отметить, что к ставке арендной платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в Перечень, применяется понижающий коэффициент 0,5.
Вместе с тем разработчик не представил данных о возможности и способности освоения инвестором (арендатором), чей инвестиционный проект включен в Перечень, содержащихся в заявке объемов заготовки древесины. То есть остается неясным, в полном ли объеме в настоящий момент инвесторы (арендаторы) осваивают заявленные ими объемы заготовки древесины.
По официальным данным Росстата*(1), объем заготовки древесины не постоянен и варьируется из года в год до 11 % (в 2021 году - 225 млн кубометров древесины,в 2020 году - 217 млн, в 2019 году - 219 млн, в 2018 году - 238 млн, в 2017 году -212 млн). Кроме того, в связи с текущей ситуацией, а также запретом экспорта из страны необработанной древесины в начале 2022 г. показатели по обработке древесины и производству изделий из дерева и пробки в январе 2023 г. упали на 22,1 % по сравнению аналогичным периодом 2022 года*(2).
Таким образом, среднегодовые колебания объема заготовки древесины могут достигать 30 % и более.
2. Проектом акта также предлагается дополнить постановление N 190 положением, в соответствии с которым устанавливаются конкретные значения неисполнения инвестором (арендатором) обязательств по переработке лесных ресурсов, предусмотренных схемой использования в технологическом процессе заготовленной ликвидной древесины (баланс сырья), содержащейся в концепции инвестиционного проекта, с 1 января 2025 г. - 50 %; с 1 января 2026 г. - 70 %; с 1 января 2027 г. -80 %, что является основанием для исключения из Перечня.
Вместе с тем материалы к проекту акта не содержат каких-либо обоснований предлагаемых изменений в части установления пороговых значений удельного веса заготовленной древесины в объеме перерабатываемого древесного сырья (50 %, 70 % или 80 %) и сроков их действия.
Полагаем необходимым представить разработчиком обоснование вводимых изменений.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) https://www.fedstat.ru/indicator/37848.
*(2) https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/198871.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.