Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа ФТС России "О внесении изменений в приказ ФТС России от 7 декабря 2018 г. N 2000" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФТС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пунктов 9 и 10 части 6 статьи 357 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом акта предлагается, в частности, уточнить критерии принятия решения о необходимости оборудования складов временного хранения (СВХ) досмотровой рентгеновской техникой.
Также проектом акта предлагается установить требование по оснащению каждого места, предназначенного для проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров на СВХ, отдельной стационарной конвейерной рентгенотелевизионной установкой (СКРУ).
Разработчиком организовано публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 8 по 28 декабря 2022 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/134179 (ID проекта акта: 02/08/12-22/00134179).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Российского союза промышленников и предпринимателей, МКПАО "ОК РУСАЛ" и ряда физических лиц.
Замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете (частичном учете) и о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 14 по 21 апреля 2023 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета ООО "МАВ им. Петра I" сообщило об отсутствии замечаний и предложений по указанным документам.
Замечания и предложения поступили от Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, ПАО "ТрансКонтейнер", ООО "Четыре Принципа", ООО "ЮТП", ООО "Крымский ТЛТ", ООО "ТБСС", АО "Арнест", ООО "Восход", АО "Северский трубный завод".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице. Минэкономразвития России рекомендует разработчику их рассмотреть и по возможности учесть при дальнейшей доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно пункту 1.4 сводного отчета основной проблемой, на решение которой направлено предлагаемое проектом акта регулирование, является "не обеспечение возможности проведения таможенного досмотра".
Одновременно разработчиком указывается, что на практике возникают ситуации, при которых на СВХ, имеющих более одного места проведения таможенного контроля, в отсутствие обязанности по размещению на данном СВХ (с учетом его типа) переносных средств досмотровой рентгеновской техники,одна СКРУ не обеспечивает своевременность проведения таможенного досмотра.
Однако следует отметить, что разработчиком в обоснование указанной выше позиции не представлено каких-либо данных, подтверждающих масштабность и значимость обозначенной им проблемы. В частности, отсутствуют статистические данные о количестве случаев нарушения сроков проведения процедуры таможенного досмотра по причине отсутствия дополнительных единиц указанной техники, данные о средней загруженности имеющихся в настоящее время СКРУ, данные анализа существующей ситуации с оснащенностью СВХ СКРУ и фактической интенсивности ее использования на каждом СВХ, позволяющие сформировать адресные перечни СВХ, нуждающихся (не нуждающихся) в дооснащении дополнительной СКРУ.
Кроме того, разработчиком не проведена оценка возможных финансовых затрат владельцев СВХ, связанных с приобретением, монтажом, наладкой дополнительных единиц СКРУ, получением от Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения, лицензии на хранение и эксплуатацию СКРУ, заключением договора на техническое обслуживание СКРУ с аккредитованными организациями и т. д.
По оценкам участников дополнительных публичных консультаций, только затраты на приобретение одной бывшей в употреблении единицы СКРУ могут составить в среднем от 2,5 млн рублей до 10,0 млн рублей, а новой СКРУ - в среднем от 6,0 млн рублей до 14,0 и более млн рублей*(1).
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, предусматриваемое проектом акта требование об обязательном оснащении каждого места проведения таможенного досмотра (осмотра) отдельным СКРУ (подпункт 3 пункта 1 проекта акта), может повлечь за собой не только риски резкого роста стоимости оказываемых СВХ услуг, но и риски возможного банкротства владельцев СВХ и, в первую очередь, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
В связи с изложенным проект акта в этой части не может быть поддержан.
2. Также требует дополнительных обоснований и предусматриваемое проектом акта требование об обязательном оборудовании СВХ закрытого типа, предназначенного для хранения товаров владельца склада или товаров, хранящихся наливом, россыпью или навалом, переносной рентгенотелевизионной установкой с разрешающей и проникающей способностью не меньшей, чем у СКРУ (абзац второй пункта 4 проекта акта).
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, использование для проведения таможенного досмотра указанной установки нецелесообразно, поскольку результаты таможенного досмотра, в первую очередь, должны содержать полную информацию о конкретном товаре (цвет, материал, габаритные размеры, физико-технические, температурные и весовые характеристики и иные сведения, установленные в ходе проведения таможенного досмотра). Данную информацию получить посредством использования указанной установки не представляется возможным. Такая информация может быть получена только при визуальном досмотре (осмотре) товаров.
Кроме того, значительные габаритные размеры большей части товаров (оборудования), находящихся на СВХ закрытого типа, принадлежащих промышленным предприятиям, не позволяют провести их таможенный досмотр с использованием указанных установок и, соответственно, получить необходимую информацию о товарах.
Также остается неясным, каким образом предполагается использовать указанную установку при таможенном досмотре товаров, хранящихся на СВХ наливом, россыпью или навалом.
В связи с изложенным считаем, что проект акта в этой части нуждается в доработке.
3. Кроме того, по мнению участников дополнительных публичных консультаций, проект акта необходимо дополнить положением, предусматривающим отсрочку введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования на период времени, достаточный для приобретения необходимого количества СКРУ, их установку и монтаж, получение санитарно-эпидемиологического заключения, заключение договоров на техническое обслуживание СКРУ с аккредитованными организациями и т. д.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
отсутствуют достаточные обоснования решения обозначенной в сводном отчете проблемы правового регулирования предложенным проектом акта способом;
в проекте акта содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Приложение к заключению
об оценке регулирующего воздействия на проект приказа
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по проекту приказа ФТС России "О внесении изменений в приказ ФТС России от 7 декабря 2018 г. N 2000" (далее - проект акта) и их позиции (мнения) о его регулирующем воздействии
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, провело публичные консультации по проекту акта с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 14 по 21 апреля 2023 года.
В ходе публичных консультаций были получены замечания и предложения от Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, ПАО "ТрансКонтейнер", ООО "Четыре Принципа", ООО "ЮТП", ООО "Крымский ТЛТ", ООО "ТБСС", АО "Арнест", ООО "Восход", АО "Северский трубный завод".
ООО "МАВ им. Петра I" сообщило об отсутствии замечаний и предложений.
Результаты проведения публичных консультаций обобщены в сводной таблице результатов проведения публичных консультаций по проекту акта.
-------------------------------------------
*(1) По данным ПАО "ТрансКонтейнер"; ООО "Четыре Принципа"; Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.