Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, проект Изменений), направленный Минстроем России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта подготовлен во исполнение абзаца третьего подпункта "м" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N Пр-1483ГС.
Целями проекта акта в соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета являются сокращение сроков выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия в случае, если такие работы не затрагивают предмет охраны, обеспечение их проведения с применением общестроительных (нереставрационных) расценок.
По результатам рассмотрения проекта акта, а также прилагаемого к проекту акта сводного отчета, в том числе размещенных на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/03-23/00137119), установлено, что текст проекта акта с целью проведения его общественного обсуждения был размещен на указанном официальном сайте с 30 марта по 19 апреля 2023 года. Разработчиком представлена сводка поступивших предложений по итогам общественного обсуждения текста проекта акта.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Институт "Мосинжпроект", СРО Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве", ФАУ "Главное управление государственной экспертизы", Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента строительства Вологодской области, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Министерства экономического развития Хабаровского края, Министерства экономического развития Приморского края, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, не содержащие замечаний и предложений относительно проектируемого регулирования, а также позиции Департамента экономического развития города Севастополя, Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, Министерства экономического развития Тверской области, содержащие замечания и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
Проектируемым регулированием предусматривается внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком в целом соблюдены.
Согласно пункту 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
Минэкономразвития России по итогам рассмотрения проекта акта и прилагаемых к нему материалов обращает внимание на следующие замечания и имеющиеся возможные риски предлагаемого регулирования.
Отдельные положения проекта Изменений не учитывают принципы обоснованности и исполнимости обязательных требований, установленные статьями 6 и 9 Федерального закона N 247-ФЗ, а также принцип правовой определенности и системности обязательных требований, установленный статьей 7 Федерального закона N 247-ФЗ.
1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений в границах территории объекта культурного наследия (ОКН) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды ОКН, а также работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (МКД), в том числе являющихся ОКН (т. е. в сферу регулирования проекта акта включены любые МКД, расположенные в границах территории ОКН), включенными в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленными ОКН, проводимых в соответствии с жилищным законодательством при соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, и в соответствии с порядком подготовки, согласования и проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленными ОКН, установленным Правительством Российской Федерации (далее - Порядок).
Между тем представляется затруднительным установить основание регламентации возможности осуществления работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, расположенных в границах территории ОКН и не относящихся к ОКН, принимая во внимание следующее:
- исходя из буквального толкования подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений МКД, не относящиеся к ОКН, также включаются в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ;
- требования указанного выше Порядка касаются исключительно МКД, относящихся к ОКН, в связи с чем регламентация в тексте проектируемого регулирования возможности проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, не относящихся к ОКН, в соответствии с требованиями Порядка будет означать фактический выход разработчика за рамки действующего правового регулирования.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие в сопроводительных материалах, включая сводный отчет, верифицированной информации в том числе о количестве МКД, расположенных на территории ансамблей или памятников, а также не являющихся ОКН, подтверждающей необходимость внесения указанного выше изменения в текст проектируемого регулирования, требование, предусмотренное в подпункте 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений, подлежит комплексной доработке со стороны разработчика, а также требует приведения дополнительного обоснования.
2. Согласно пункту 5 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, не затрагивающие предмет охраны, не являются работами по сохранению ОКН при условии, что такие работы включены в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, выявленными ОКН, не являющихся работами по сохранению ОКН, и осуществляются в соответствии с Порядком.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, предмет охраны которых не определен, и в МКД, являющихся выявленными ОКН, могут проводиться работы по капитальному ремонту общего имущества, которые не являются работами по сохранению ОКН, при условии, что такие работы не изменяют облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьеры таких МКД, включены в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, выявленными ОКН, не являющихся работами по сохранению ОКН, и осуществляются в соответствии с Порядком.
При комплексном и всестороннем анализе указанных выше проектируемых предписаний можно сделать вывод, что условие в части необходимого включения в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, выявленными ОКН, не являющихся работами по сохранению ОКН, и осуществления работ в соответствии с Порядком, распространяется в отношении:
работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, не затрагивающих предмет охраны;
работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, предмет охраны которых не определен;
работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся выявленными ОКН.
Вместе с тем, с учетом системной взаимосвязи с замечанием, изложенным в пункте 1 настоящего заключения, закрепление в тексте проектируемого регулирования указанного выше условия в отношении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, не затрагивающих предмет охраны, работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся ОКН, включенными в реестр, предмет охраны которых не определен, а также работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, являющихся выявленными ОКН, будет противоречить заложенным в статье 4 Федерального закона N 247-ФЗ принципам (принципы обоснованности, правовой определенности и системности, исполнимости), в связи с чем предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений предписания подлежат комплексной доработке со стороны разработчика и требуют дополнительного обоснования необходимости их регламентации в тексте проектируемого регулирования.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение ОКН - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности ОКН, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление ОКН для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Содержание понятия "ремонт" в настоящее время не конкретизировано законодателем, в связи с чем исходя из буквального толкования проектируемой нормы и действующих нормативных правовых актов можно сделать вывод, что данное понятие включает в себя любые возможные виды ремонта, предусмотренные российским законодательством, в том числе капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), легальное определение которого закреплено в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 42 Федерального закона N 73-ФЗ к таким работам, как "ремонт памятника", относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Принимая во внимание изложенную выше аргументацию, требования по сохранению ОКН, в том числе в процессе проведения работ по капитальному ремонту в МКД, относящихся к ОКН, фактически урегулированы Федеральным законом N 73-ФЗ в рамках нормативных предписаний статьи 40 данного нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, норма, предусмотренная пунктом 4 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта Изменений, представляется избыточной, в связи с чем полагаем целесообразным исключить ее из текста проектируемого регулирования, одновременно предусмотрев корреспондирующие изменения в пункт 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ.
4. Дата вступления проекта акта в законную силу - по истечении трехсот шестидесяти пяти календарных дней после дня его официального опубликования. Поскольку проект акта содержит обязательные требования, то срок вступления в силу должен соответствовать пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ и вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Принимая во внимание изложенное, предлагается целесообразным доработать проект акта в части установления срока вступления его в силу в соответствии с требованиями Федерального закона N 247-ФЗ.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано не в полной мере;
проект акта не соответствует Федеральному закону N 247-ФЗ;
в проекте акта не выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.