Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Регламент государственной компании "Российские автомобильные дороги"
(подготовлен Минтрансом России 28.07.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и Регламент Государственной компании "Российские автомобильные дороги" подготовлен Минтрансом России в целях конкретизации Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (далее - Положение о Минтрансе России), и приведения его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
1. Приказ Минтранса России от 12.11.2021 N 393 "Об утверждении Положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания" утратил силу в связи с отменой требования об аттестации капитанов судов внутреннего плавания Федеральным законом от 06.02.2023 N 9-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца второго пункта 1 статьи 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации".
В этой связи полномочие Минтранса России по утверждению положения об аттестации капитанов судов внутреннего плавания исключается из Положения о Минтрансе России.
2. Федеральным законом от 13.06.2023 N 221-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Закон N 221-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливающие обязанность для лиц, чья работа непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой, проходить не только предсменные и предрейсовые, но и обязательные послесменные и послерейсовые медицинские осмотры, а также возможность проведения медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта, с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья и железнодорожного транспорта.
В связи с указанными изменениями пункты 5.2.44, 5.2.54(14) и 5.2.54(24), предусматривающие полномочия Минтранса России на утверждение соответствующих нормативных правовых актов, предлагаются к исключению, поскольку внесенные Законом N 221-ФЗ изменения являются нормами прямого действия.
3. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.07.2023 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 305-ФЗ) признается утратившей силу часть 2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающая установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения.
Вышеуказанное полномочие закреплено в подпункте 5.5.1. пункта 5 Положения о Минтрансе России.
Закон N 305-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. В связи с чем пункт 5.5.1 пункта 5 Положения о Минтрансе России подлежит исключению.
4. Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.05.2023 N 702 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 702), предусматривающее утверждение ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзором, Роспотребнадзором по согласованию с Минтрансом России перечней оборудования и технических средств, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, подлежащих закреплению на праве оперативного управления за органами пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Постановление N 702 вступает в силу с 01.07.2024.
В связи с тем, что указанные оборудование и технические средства согласно постановлению N 702 будут подлежать обязательному закреплению на праве оперативного управления за органами пограничного, таможенного и иных видов контроля, а также ввиду отсутствуя в законодательстве Российской Федерации определения термина "специальное оборудование государственных контрольных органов", полагаем целесообразным исключить из подпункта 5.5(27).7 Положения слова "(за исключением специального оборудования государственных контрольных органов)".
5. Подпунктом 5.11(6).1 Положения о Минтрансе России предусмотрено полномочие Минтранса России на заключение в отношении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, договоров аренды и договоров безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Минтрансе России Минтранс России осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации.
В этой связи пунктом 3.3.4 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 г. N СА-78-р, установлено, что для достижения целей деятельности учреждения ФГКУ Росгранстрой заключает в отношении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, договоров аренды и договоров безвозмездного пользования.
Таким образом реализация указанных полномочий обеспечивается Минтрансом России через подведомственное ему ФГКУ Росгранстрой.
Учитывая изложенное, в целях устранения дублирования полномочий Минтранса России и подведомственного ему ФГКУ Росгранстрой 3 подпункт 5.11(6).1 предлагается изложить в новой редакции. "обеспечивает заключение в отношении зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, договоров аренды и договоров безвозмездного пользования;".
6. Формулировки по отдельным полномочиям Минтранса России (5.7, 6.1, 10.12) приведены в соответствие с терминологией, используемой в действующих нормативных правовых актах, в частности в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (подпункт 20 пункта 20, подпункт 1 пункта 23, пункт 36).
7. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) ГК "Автодор" является некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной Российской Федерацией на основе имущественных взносов в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.
Подпунктом "а" пункта 2 Регламента Государственной компании "Российские автомобильные дороги", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 685 (далее - Регламент ГК "Автодор"), и пунктом 5.5(6) Положения о Минтрансе за Минтрансом России закреплено полномочие по утверждению административных регламентов ГК "Автодор".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В свою очередь государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Одновременно Закон N 210-ФЗ предусматривает возможность участия в предоставлении государственных и муниципальных услуг наряду с указанными органами также государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и акционерному обществу "Почта России" (пункт 2.1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ).
В этой связи действие норм Закона N 210-ФЗ на ГК "Автодор" не распространяется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Возможность разработки административного регламента иными органами не предусмотрена.
В этой связи пункты 2 и 16 Регламента ГК "Автодор", а также пункт 5.5(6) Положения о Минтрансе предлагается исключить.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления:
- не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета;
- не предполагает увеличения численности работников;
- не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не влечет за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.