Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минтрансом России 31.07.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.213 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения соблюдения грузоперевозчиками требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В соответствии со статистическими данными Ространснадзора, количество постановлений по делу об административном правонарушении по статье 12.213 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в 2019 году составило 1 097 тыс. штук, в 2020 году - 1 173 тыс. штук, в 2021 году - 830 тыс. штук, в 2022 году - 1 621 тыс. штук, а в период с января по март 2023 года - 540 тыс. штук. Таким образом, за 3 года количество фиксируемых правонарушений увеличилось более чем на 47 %. При этом такой рост не связан с:
качеством администрирования взимания штрафов за тот же период, поскольку исполнение постановлений за тот же период выросло в 3,4 раза;
сопоставимым ростом количества транспортных средств у грузоперевозчиков, которое по данным системы взимания платы за тот же период выросло только на 36 %.
Вместе с тем за период с 2019 года по 2022 год в 3,68 раза выросло количество постановлений, штраф по которым уплачен в размере 50 % в соответствии с частью 13 статьи 32.2 КоАП.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Размер штрафа по части 1 статьи 12.213 КоАП за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы составляет 5 тыс. рублей. Данная административная ответственность впервые установлена в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако впоследствии с учетом положений подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 22.12.2014 N 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения" при исполнении постановления, вынесенного на основании части 1 статьи 12.213 КоАП, стала применяться часть 13 статьи 32.2 КоАП, согласно которой нарушитель в виде штрафа фактически уплачивает 2,5 тыс. рублей.
Примечанием 2 к статье 12.213 предусмотрено, что к ответственности за данное правонарушение лицо может быть привлечено не чаще 1 раза в сутки.
По данным системы взимания платы в 2022 году зафиксировано 1 307 628 суток, в течение которых грузовые транспортные средства различных грузоперевозчиков прошли по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения более 880 км за сутки. Таким образом, при размере платы, составляющем 2,84 рубля/км пройденного пути (в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"), данным грузоперевозчикам выгоднее оплачивать штраф в размере 50 % от размера, предусмотренного частью 1 статьи 12.213 КоАП, чем вносить плату. Следовательно, при данных условиях не решается задача, предусмотренная статьей 1.2 КоАП, по предупреждению совершения административных правонарушений, что подтверждается вышеуказанной статистической информацией Ространснадзора. В то же время недополученный доход федерального бюджета от внесения платы при реализации указанного подхода может достигать миллиардов рублей в год.
С учетом изложенного предлагается штраф, предусмотренный частью 1 статьи 12.213 КоАП увеличить с 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей.
Частью 2 статьи 12.213 КоАП предусматривается ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 той же статьи. При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП повторным считается правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП. Указанный период начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Постановление о назначении наказания считается вступившим в силу с учетом норм статьи 31.1 КоАП, в частности, вступление в силу связано с процедурами обжалования постановления, в том числе в суд.
Необходимо отметить, что обязанность уведомления контрольно-надзорного органа о факте отправления жалобы правонарушителя на постановление в суд не установлена. Причем датой обжалования считается не дата поступления жалобы в суд, а дата почтового отправления жалобы. В этой связи в случае вынесения в период с момента начала обжалования иных постановлений по части 2 статьи 12.213 КоАП в случае их обжалования вынесение таких постановлений будет признано неправомерным. При этом лицо, подающее жалобу, вправе будет также взыскать понесенные в связи с неправомерным привлечением к административной ответственности расходы.
Количество вынесенных Ространснадзором постановлений по части 2 статьи 12.213 КоАП составило в 2019 году - 820 тыс. штук, в 2020 году - 568 тыс. штук,в 2021 году - 1,9 тыс. штук, в 2022 году - 1,9 тыс. штук.
Учитывая вышеизложенное, положения, предусмотренные частью 2 статьи 12.213 КоАП, представляется для административной практики недостаточно эффективными, в связи с чем проектируемыми нормами их предлагается упразднить.
В соответствии с примечанием 1 к статье 12.213 КоАП от административной ответственности освобождаются лица, если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации, и если плата внесена в установленном порядке. Вместе с тем данная норма сохраняла свою актуальность при отсутствии возможности дистанционного внесения платы за пределами Российской Федерации, что к настоящему времени утратило свою актуальность. В связи с этим проектируемыми положениями данную норму так же предлагается упразднить.
Добросовестными грузоперевозчиками неоднократно поднимался вопрос о необходимости постоянного мониторинга и исключения новых способов уклонения от внесения платы. По мнению данных участников рынка, одним из предлагаемых к рассмотрению инструментов воздействия на недобросовестных грузоперевозчиков могло бы стать усиление ответственности в рамках статьи 12.213 КоАП. Таким образом поддерживалась бы равная конкурентная среда для всех компаний, когда внесение платы стало бы экономически выгоднее, чем уплата штрафа за уклонение от ее внесения.
4. Информация о порядке вступления акта в силу
В целях обеспечения предсказуемости регулирования законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.