Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета базовой ставки сбора, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)"
(подготовлен Минприроды России 04.08.2023 г.)
Проект постановления подготовлен в соответствии с Перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленного во исполнение пункта 1 дорожной карты по реализации Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Правительством Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 2915п-П11.
Проектом постановления утверждается методика расчета базовой ставки сбора, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а также порядок применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции) (далее - методика).
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров и упаковки товаров. При недостижении установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации производители товаров, импортеры товаров обязаны уплачивать экологический сбор.
Ставки экологического сбора для товаров, упаковки товаров, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, согласно указанному законопроекту, определяются в соответствии с методикой их расчета, которую утверждает Правительство Российской Федерации.
Ставка экологического сбора определяется путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициент, учитывающий сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции).
Методикой определяется порядок расчета базовой ставки экологического сбора. В частности, предусматривается расчет значения базовой ставки экологического сбора на основе удельных ежегодных затрат на сбор и накопление, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров. При определении удельных ежегодных затрат учитываются капитальные вложения и операционные расходы, понесенные на указанные цели.
Также методикой устанавливаются критерии определения итогового значения коэффициента, учитывающего экологические характеристики товара, упаковки товара.
Проектом постановления предусматривается, что коэффициент формируется на основе критериев извлекаемости и перерабатываемости отходов от использования товаров, критерия, характеризующего количество циклов переработки материала таких отходов для получения продукта (изделия), предназначение которого аналогично продукту, полученному из первичного сырья, а также исходя из потребности во вторичном сырье, получаемом в результате утилизации отходов.
Таким образом, методика обеспечит дифференциацию ставок в зависимости от степени негативного воздействия отходов от использования товаров на окружающую среду, сложности извлечения для дальнейшей утилизации и возможности вовлечения таких отходов во вторичный оборот.
Проект постановления предлагается ввести в законную силу с 1 января 2024 г. в связи с соответствующими положениями вышеуказанного законопроекта.
Принятие проекта постановления и его реализация не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к изменению объема полномочий и (или) компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемый к реализации проект постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.