Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)"
(подготовлен Минфином России 08.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации.
Законопроектом в частности предусматриваются следующие изменения.
Налоговое администрирование
1. Установление особенностей порядка вступления в силу нормативных правовых актов муниципальных образований и представительных органов федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах, актов законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на приведение актов в соответствие с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, для которых действующий месячный срок вступления в силу неактуален.
2. Приведение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствие с новой организацией публичной власти в субъектах Российской Федерации.
3. В целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков предлагается внедрение возможности физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывать вместо своего идентификационного номера налогоплательщика или своих персональных данных свой номер записи единого федерального информационного регистра, содержащем сведения о населении Российской Федерации.
4. Для совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком установление срока, по истечение которого документ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, направленный налоговым органом, считается полученным налогоплательщиком.
5. Одновременно предлагается исключить неактуальное в таком случае основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
6. Для снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов предлагается оптимизация количества "нулевой" налоговой отчетности, которую они обязаны сдавать.
7. Дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения "пороговых" требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов, полученных ими доходов и величине их активов.
8. Пролонгация на 2024 год полномочий Правительства Российской Федерации по продлению сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, сроков представления налоговых деклараций (расчетов) и иных мер поддержки плательщиков налоговых платежей.
9. В целях изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит) предоставление ФНС России полномочий по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценки платёжеспособности заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей лица.
10. Установление порядка уплаты не в качестве единого налогового платежа страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Налог на доходы физических лиц
1. Унификация размеров предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат при увольнении физических лиц, в пределах которых такие доходы освобождаются от налогообложения (в общей сумме трехкратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) или шестикратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)..
2. Распространение освобождения от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка), полученного бесплатно из государственной или муниципальной собственности, также на случаи, когда такое недвижимое имущество получено с частичной оплатой.
3. Установление особенностей налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения) ранее приобретенных жилых помещений, а также исчисление единого срока владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации жилого помещения, приобретенного в собственность семьи с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Предоставление законодательным органам субъектов Российской Федерации права уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества независимо от оснований их приобретения.
5. Распространение права на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.
6. Установление особенностей налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перепланировки и реконструкции) ранее приобретенных жилых помещений, в части порядка признания расходов, которые были понесены налогоплательщиком (соответствует фактической правоприменительной практике).
7. При определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках предлагается исключение доходов в виде процентов, рассчитанных как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России (далее - необлагаемый процентный доход). Установлены особенности налогообложения вкладов со сроком действия более 1 года в целях возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
Налог на прибыль организаций
Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций при реализации акций (долей участия) в целях упрощения администрирования предлагается исключить требования о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50 % недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации) в отношении операций по реализации сравнительно небольших пакетов обращающихся акций.
Имущественные налоги
1. Определение равных условий налогообложения налогом на имущество физических лиц (налоговых ставок, налоговых льгот) в отношении всех квартир и комнат вне зависимости от назначения зданий (жилое, нежилое), в которых они расположены, в том числе включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения.
2. Приведение положений Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в соответствие с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Специальные налоговые режимы
1. В целях снижения налоговой нагрузки из состава доходов при применении единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения исключение доходов в виде сумм возмещения, полученной за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
2. Уточнение порядка применения повышенных налоговых ставок (8 % и 20 %), начиная с отчетного периода, в котором допущено превышение доходов, до окончания налогового (отчетного) периода, для налогоплательщиков, уплачивающих налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
3. Правки юридико-технического характера.
Страховые взносы
1. Уточнение сроков направления плательщиками страховых взносов в налоговые органы информации, подтверждающей их право на освобождение от уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере за периоды, в которых ими не осуществлялась деятельность.
2. Правки юридико-технического характера.
Трансфертное ценообразование
1. Введение механизма, обеспечивающего налогообложение у источника в Российской Федерации доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, если они были получены в результате манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами.
2. Предлагается ряд изменений, направленных на повышение эффективности осуществления налогового контроля за ценами, сокращение бумажного документооборота в рамках такого контроля.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.