Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных государственных гарантиях чрезвычайным и полномочным послам Российской Федерации (в иностранном государстве) и постоянным представителям (представителям, постоянным наблюдателям) Российской Федерации при международных организациях (в иностранном государстве) и о внесении изменения в пункт 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370"
(подготовлен МИД России 16.08.2023 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О дополнительных государственных гарантиях чрезвычайным и полномочным послам Российской Федерации (в иностранном государстве) и постоянным представителям (представителям, постоянным наблюдателям) Российской Федерации при международных организациях (в иностранном государстве) и о внесении изменения в пункт 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N 1370" (далее - Проект указа) подготовлен в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 3 сентября 2021 г. N ДГ-П42-42пр в целях усиления социальной защищенности чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации в иностранных государствах и постоянных представителей Российской Федерации при международных организациях.
Частью 12 статьи 12 Федерального закона от 23.06.2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" предусмотрено, что Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные гарантии Послу, Представителю, а также лицам, уволившимся с государственных должностей Российской Федерации Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) либо замещавшим эти должности не менее трех лет и уволившимся с должностей дипломатической службы.
Проектом указа предусматривается расширение полномочий Управления делами Президента Российской Федерации в части включения чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации в иностранных государствах и постоянных представителей Российской Федерации при международных организациях в перечень лиц, которых Управление делами Президента Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями.
Пунктом 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 г. N 1867 предусмотрено, что перечень лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предоставление жилых помещений которым осуществляет Управление делами, определяется положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации. Названный перечень может быть дополнен иными указами Президента Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, являясь участником государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предоставляет сотрудникам дипломатической службы, занимающим в МИД России должности федеральных государственных гражданских служащих, единовременную субсидию на приобретение жилого помещения, реализуя тем самым наиболее значимую социальную гарантию, установленную Федеральным законом 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом государственные должности чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации в иностранных государствах и постоянных представителей Российской Федерации не входят в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574. В связи с этим лица указанной категории, нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий, лишены возможности приобретать жилые помещения за счет субсидий.
Такая ситуация приводит к тому, что многие руководители российских загранучреждений, имеющие особые заслуги перед Отечеством и награжденные государственными наградами за большой вклад в реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю добросовестную работу, в том числе в странах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, достигнув предельного возраста, завершают дипломатическую карьеру, оставаясь проживать в стесненных условиях, нередко в составе двух и более семей.
По мнению Министерства иностранных дел Российской Федерации (от 10 января 2020 г. N 1563/гс) необходимость ежегодного обеспечения жилыми помещениями составит 2-3 работника, завершающих дипломатическую карьеру и проживающих в стесненных условиях, либо не имеющих собственного жилья.
Предоставление Управлению делами Президента Российской Федерации указанных полномочий будет способствовать укреплению социальной защищенности дипработников и повышению престижа дипломатической службы.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с изданием Проекта указа признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных нормативных правовых актов не потребуется.
Реализация положений, предусмотренных Проектом указа, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Проекте указа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация решения, предусмотренного Проектом указа, окажет влияние на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Директор Управления делами (Департамента) МИД России |
А.Баранов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.