Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2024-2029 годы, нормативов утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год"
(подготовлен Минприроды России 17.08.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2024-2029 годы, нормативов утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год" (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации положений абзацев девятнадцатого и двадцатого статьи 5 и пункта 5 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом постановления утверждаются перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, включающие позиции товаров и упаковки, содержащиеся в ранее утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3721-р Перечне товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств и Перечне упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ею потребительских свойств, а также новые товарные позиции, а также нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2024-2029 годы, нормативы утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год.
Включение новых товарных позиций обусловливается наличием у этих позиций одного или совокупности следующих признаков:
наличие аналогичных товаров, упаковки товаров в ранее утвержденном перечне товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
товары, упаковка товаров относятся к категории потребительских товаров (товары продаются в розницу для индивидуального использования), и материал таких товаров, упаковки товаров соответствует материалам товаров, упаковки товаров, входящих в группу в ранее утвержденном перечне товаров.
материал товара является однородным и подлежит переработке с учетом существующего технологического развития;
материал товара имеет длительный срок разложения при попадании в окружающую среду и выделяет вредные вещества.
Следует отметить, что включенные в перечень товары, упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, имеют в своем составе крайне опасные материалы и такие товары, упаковка товаров должны быть утилизированы для предотвращения попадания отходов от их использования в окружающую среду.
Отходы от использования товаров, произведенных из пластмасс, имеют длительный срок разложения (около 200-300 лет). Попадая в почву, пластмассы распадаются на мелкие частицы, и при разложении выбрасывают в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве. Это может быть хлор, химикаты, в том числе токсичные, канцерогенные антивоспламенители, красители, пластификаторы, растворители. Кроме вреда почве, они могут повреждать органы и ткани мелких животных. Через грунтовые воды микрогранулы пластика и содержащиеся в его составе химические вещества попадают в ближайшие источники воды.
Отходы от использования товаров, произведенных из стекла, практически не разлагаются (срок разложения до 1 млн. лет). Стеклянные отходы наносят вред окружающей среде. Разрушаясь, стекло выделяет большое количество щелочи, серы, что способно менять кислотно-щелочной баланс грунтовых вод и почвы, негативно сказываясь на ее плодородности. В долгосрочной перспективе это может привести к тому, что на загрязненных территориях не смогут выживать культурные растения. Также отходы стекла могут иметь "эффект линзы" - при повышенных температурах стекло может провоцировать возгорание легковоспламеняющихся фракций.
Отходы от использования товаров, произведенных из металла, имеют длительный срок разложения (100-200 лет). В процессе разложения образуется множество отравляющих и сильно-отравляющих веществ, которые проникают сначала в почву, а затем в грунтовые воды и глубже. Вред наносится почве, в которой выращиваются продукты питания, растениям и животным, отравленная вода попадает в организм человека и негативно влияет на здоровье и самочувствие.
Оксиды железа после процесса окисления, ржавления и превращения в порошок ржавчины несут опасность для роста растений. При попадании в соленые воды процесс распада ускоряется и до появления вреда от отходов достаточно нескольких лет. Ионы металлов не только сохраняются в почве, но и создают угрозу здоровью, если на этих почвах производится выращивание сельскохозяйственных культур. Проникая в растения и в клубни, плоды, ягоды ионы железа поступают в организм в случае употребления их в пищу.
Тяжелые металлы и их соединения оказывают токсическое воздействие на организм человека, вызывая ряд заболеваний. Кроме того они плохо выводятся из человеческого организма. Регулярное попадание в организм тяжелых металлов с водой, пищей и воздухом ведет к их постепенному накоплению в органах и тканях, что приводит к тяжелым поражениям жизненно-важных органов и центральной нервной системы.
Отходы от использования товаров из бумаги быстро разлагаются (2 - 3 года). Однако, до момента разложения её доля составляет до 35% от всего объема отходов в местах размещения, и, в случае недостаточного поступления кислорода, может разлагаться до 30 лет. Кроме того, при производстве бумажной продукции используются полимеры - химический клей как связующее вещество, в емкостях для защиты от размокания тонкий слой пластика (неразлагаемый материал), разлагающегося на микропластик и остающегося в почве и воде, также на бумагу может быть нанесена краска, синтезирующая при разложении ядовитые вещества.
В случае с бумажной продукцией наибольший вред наносит её производство из первичного ресурса.
Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м3 кислорода. Этот же гектар при вырубке дает 45 тонн древесной массы для изготовления бумаги. Через длительное время это приведет к общему уменьшению содержания кислорода на Земле.
При этом по различным оценкам тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30 000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии и является более дешевой в производстве, чем в случае ее производства из первичного ресурса.
Отходы от использования товаров, произведенных из текстиля, имеют длительный срок разложения (около 50-150 лет), при разложении выделяют агрессивные химические вещества-красители, диоксид углерода в атмосферу, а из синтетических отходов могут выделять токсичные вещества в почву и грунтовые воды. Также текстильная одежда является источником микропластика.
Отходы от использования товаров, произведенных из резины, имеют длительный срок разложения (около 300-500 лет). При разложении на солнце выделяются бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены, которые вызывают онкологические заболевания), фенолы (токсичные вещества). Окисляющиеся каучуки выделяют летучие вещества, такие как формальдегид.
При разложении также происходит загрязнение почвы грунта стиролом, фураном, свинцом, сернистой кислотой, вещества проникают в почву до уровня грунтовых вод. Восстановление экологического баланса после заражения местности (в случае ее очистки) составляет не менее 3 лет.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.