Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям пилотных партий критического судового оборудования в целях предоставления скидки покупателям на такое оборудование"
(подготовлен Минпромторгом России 18.08.2023 г.)
Минпромторгом России в рамках исполнения подпункта "и" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 июля 2023 г. N ПР-1496, о проработке вопроса о выделении субсидий из федерального бюджета производителям пилотных партий критически важного судового оборудования в целях предоставления льгот при покупке такого оборудования, а также повышение его ценовой конкурентоспособности, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям пилотных партий критического судового оборудования в целях предоставления скидки покупателям на такое оборудование" (далее - Проект постановления).
Проект постановления разработан в целях стимулирования повышения конкурентоспособности критического судового оборудования, входящего в пилотную партию критического судового оборудования (далее - пилотная партия), путем предоставления субсидий производителям пилотных партий для предоставления скидки покупателям на такое оборудование.
В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется строительство около 300 судов различного типа, процесс достройки которых под угрозой срыва в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер.
В рамках расширения санкционного давления со стороны ряда недружественных стран большое количество производителей критически важного судового оборудования, используемого для строительства судов на территории Российской Федерации, были вынуждены покинуть рынок, что привело к необходимости создания отечественных аналогов полной номенклатуры такого оборудования.
Для реализации указанных целей в прошлом году, в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития агропромышленного, рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 26 апреля 2022 г. N Пр-738, было утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 N1872 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования" (далее - Постановление N 1872), которое позволило инициировать процесс создания, производства и внедрения на территории Российской Федерации критически важного судового оборудования.
Однако на сегодняшний день наблюдаются риски невозможности продажи отдельных типов отечественного судового оборудования по причине его низкой ценовой конкурентоспособности ввиду высокой стоимости, которая может превышать иностранные аналоги из дружественных стран почти в 2 раза.
Соответствующая ситуация складывается по нижеследующим причинам:
- большая номенклатура судового оборудования на территории Российской Федерации производится штучно и только на внутренний рынок, что, с учетом отсутствия налаженного серийного производства, по причине невысокого спроса, способствует росту итоговой цены продукции;
- зачастую судовое оборудование, ввозимое из дружественных стран, субсидируется государством-экспортером, что снижает стоимость такого оборудования по сравнению с российскими аналогами;
- гражданские суда до февраля 2022 года комплектовались в значительной мере судовым оборудованием только иностранного производства, например, в части пропульсивных комплексов. В связи с этим отечественные аналоги требуют конструктивных доработок до соответствия требованиям к отечественным судам в части необходимых технических характеристик, что увеличивает стоимость первых серийных образцов.
Таким образом, единственный способ повышения ценовой конкурентоспособности отечественного судового оборудования в сравнении с иностранными аналогами - создание временного условия для снижения цены готового продукта.
В связи с этим разработан Проект постановления, предусматривающий субсидии производителям пилотных партий в целях предоставления скидки покупателям на такое оборудование.
Проект постановления позволит обеспечить конкурентное ценообразование на реализуемое российскими производителями и входящее в пилотную партию судовое оборудование необходимое для строительства судов различного типа.
В соответствии с положениями Проекта постановления субсидии предоставляются одной организации-производителю пилотных партий на год, но не более 3 раз, что создаст временные условия для снижения цены, повышения спроса, под который будет наращиваться серийное производство с планомерным снижением себестоимости.
Для обеспечения реализации Проекта постановления потребуются бюджетные ассигнования на период 2025 - 2026 гг. в размере 4,0 млрд руб., в том числе по годам:
2025 - 2,0 млрд руб.;
2026 - 2,0 млрд руб.
При этом в качестве источника финансирования меры в 2024 году Минпромторгом России могут быть использованы финансовые средства от добровольных перечислений в федеральный бюджет денежных средств от продажи активов (акций, долей и иного имущества) иностранными лицами недружественных государств, в рамках деятельности подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Схема предоставления субсидий согласно Проекту постановления следующая:
1. формируется межведомственная комиссия для определения перечня критического судового оборудования приказом Минпромторга России;
2. межведомственной комиссией утверждается перечень критического судового оборудования;
3. Минпромторгом России:
- объявляется отбор производителей для заключения соглашений;
- формируется проект реестра получателей субсидии (содержатся производители, с которыми может быть заключено соглашение);
- заключаются соглашения с производителями, включенными в проект реестра получателей субсидии, в отношении каждого вида критического судового оборудования;
- формируется реестр получателей субсидии (содержатся производители, с которыми заключено соглашение);
- осуществляется ежеквартальное предоставление субсидии.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловивший необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Принятие положений, предусмотренных Проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных Проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения 5 которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.