Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части регулирования порядка ликвидации несанкционированных свалок отходов"
(подготовлен Минприроды России 21.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части регулирования порядка ликвидации несанкционированных свалок отходов (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 33 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области и подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 08.06.2023 N ВА-П11-7359.
Проектом федерального закона устанавливается понятие "несанкционированная свалка отходов", полномочия по установлению порядка выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов, а также по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов, землях, находящихся в муниципальной собственности, а также землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Проектом федерального закона также уточняются положения статей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", определяющих источники финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, в части приоритетного, наряду с накопленным экологическим вредом, использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на ликвидацию несанкционированных свалок отходов.
В действующем правовом регулировании понятие "несанкционированная свалка отходов" введено приказом Росприроднадзора от 02.02.2021 N 31 "Об утверждении методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов" и применяется для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в соответствии с методиками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915".
Статистика образования и ликвидации несанкционированных свалок отходов приведена на официальном сайте Росприроднадзора в специальном разделе.
Так согласно указанной статистике по состоянию на 01.01.2022 в Российской Федерации в соответствии с указанной методикой обнаружено 15513 несанкционированных свалок отходов, на конец 2022 года их оставалось 12795, при том что в течение 2022 года было ликвидировано 19077 несанкционированных свалок отходов, но при этом вновь образованных свалок стало 16359.
По отдельным регионам эта статистика имеет обратную динамику. И вновь образованных свалок появляется больше, чем их ликвидируется.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что меры, предпринимаемые до настоящего времени не являются достаточными для предотвращения образования несанкционированных свалок. Многие регионы говорят о том, что средства, которыми располагают муниципалитеты не являются достаточными для ликвидации несанкционированных свалок отходов. Препятствием для ликвидации несанкционированнных свалок отходов также называют неполный объем полномочий, в том числе у органов местного самоуправления.
Проект настоящего федерального закона направлен на решение указанных проблем.
Установление параметров площади и объема образования несанкционированных свалок отходов в определении таких свалок связано с необходимостью исключения признания несанкционированной свалкой отходов любого даже самого минимального объема накопленных отходов, оставленных на земельном участке, в том числе окурков, брошенных в неположенном месте или в традиционных местах для курения, пакета, оставленного под скамейкой, и других подобных неправомерных действий. По мнению разработчика проекта закона объем обходом, менее 5 м3, возможно убрать в рамках проведения мероприятий по благоустройству.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекс Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Таким образом, в рамках поддержания территорий муниципальных образований в надлежащем санитарном состоянии необходимо проводить мероприятия по очистке территории и недопущению образования несанкционированнных свалок отходов, организации мест накопления, обеспечивающих возможность поддержания надлежащего санитарного состояния.
Проектом федерального закона уточняются полномочия органов местного самоуправления в части выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов с целью, в том числе, и возможности обеспечения указанного полномочия соответствующими финансовыми источниками для их реализации.
С целью реализации полномочий по ликвидации несанкционированных свалок в проект федерального закона также включена норма о возможности заключения государственных контрактов на ликвидацию несанкционированных свалок путем заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона решений не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия.
В проекте федерального закона не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Бюджетным законодательством предусмотрены неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая является источником для ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, а также суммы штрафов платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Перераспределение платы от указанных источников доходов не планируется до формирования статистики расходования таких средств на цели ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.