Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 22.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N 546-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, а также в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственной кадастровой оценки и приведения в соответствие положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроектом предусматриваются положения, согласно которым полномочия по ведению фонда данных государственной кадастровой оценки (далее - ФД ГКО) с 1 января 2024 г. передаются публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - ППК). Законопроектом также установлены требования о направлении в ППК предусмотренных Федеральным законом N 237-ФЗ сведений и материалов, необходимых для включения в ФД ГКО.
При этом ведение ФД ГКО с 1 января 2024 г. будет осуществляться ППК с использованием федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей функционирование национальной системы пространственных данных, предусмотренной статьей 18.1 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФГИС), оператором которой является ППК.
Вышеуказанные положения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Законопроект также предусматривает дополнение положений, регламентирующих осуществление мониторинга проведения государственной кадастровой оценки (далее - мониторинг), требованиями об осуществлении мониторинга в отношении деятельности ППК в целях предупреждения неправильного, неполного и несвоевременного исполнения ППК полномочий, возложенных на нее Федеральным законом N 237-ФЗ. Соответствующие положения вступают в силу с 1 января 2024 г. в связи с тем, что Федеральным законом N 237-ФЗ установлен период, за который проводится мониторинг проведения государственной кадастровой оценки, - календарный год.
Согласно положениям законопроекта процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 237-ФЗ, возможно осуществлять с использованием ФГИС. К указанным процедурам отнесены: предоставление декларации о характеристиках объекта недвижимости, направление замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, подача обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости), а также направление бюджетным учреждением проекта отчета и его обновленных версий в орган регистрации прав, отчета и иных сведений и материалов, предусмотренных Федеральным законом N 237-ФЗ. Указанные положения вступают в силу с 1 января 2024 г. в связи с вводом ФГИС в опытную эксплуатацию с соответствующей даты.
Во избежание нарушения периодичности проведения государственной кадастровой оценки и применения соответствующих результатов законопроектом устанавливается предельный срок официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (не позднее 30 ноября года проведения государственной кадастровой оценки), что позволит применять сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки.
Законопроектом также изменяются сроки расчета кадастровой стоимости единых недвижимых комплексов (далее - ЕНК) в связи с отсутствием возможности расчета кадастровой стоимости ЕНК в пятидневный срок со дня изменения состава ЕНК или образования ЕНК, установленный Федеральным законом N 237-ФЗ, с учетом требований статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно которой определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, срок расчета кадастровой стоимости ЕНК, предусмотренный Федеральным законом N 237-ФЗ, не соответствует срокам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, объединенных в ЕНК, в связи с чем изменяется на пятидневный срок со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, объединенных в ЕНК.
Законопроектом предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, любым заинтересованным лицам.
Указанное изменение, в частности, позволит любому заинтересованному лицу получить разъяснения как по объекту недвижимости, находящемуся в собственности, так и по аналогичному объекту недвижимости, например в случае разницы в величине кадастровых стоимостей, что позволит выявить возможные ошибки в результатах государственной кадастровой оценки.
Законопроектом устраняются пробелы в нормативно-правовом регулировании в части установления срока возврата заявителю заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в случае его несоответствия установленным требованиям, обязательного направления заявителю копии решения бюджетного учреждения по результатам рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости, установления срока возврата заявления об установлении рыночной стоимости в случае его несоответствия установленным требованиям.
Законопроектом вводится необходимость приложения к заявлению об установлении рыночной стоимости согласия собственника объекта недвижимости, если собственником является физическое или юридическое лицо, на такое установление, а также требования к такому согласию для уведомления собственника о поступившем в бюджетное учреждение заявлении об установлении рыночной стоимости.
В целях единообразного подхода к рассмотрению бюджетными учреждениями в субъектах Российской Федерации заявлений об установлении рыночной стоимости законопроект предусматривает утверждение исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, регламента рассмотрения отчета в соответствии с обязательными требованиями к такому регламенту, предусмотренными законопроектом.
Указанное изменение позволит унифицировать подход к рассмотрению заявлений об установлении рыночной стоимости, обеспечить прозрачность и открытость процедур, связанных с установлением рыночной стоимости, повысить качество принимаемых решений в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, а также сделать процедуру установления рыночной стоимости более понятной для заявителя.
Законопроектом уточняется, что в случае устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости, возможна повторная подача заявления об установлении рыночной стоимости в бюджетное учреждение. Указанное положение направлено на снижение количества административных исковых заявлений, поступающих в суды в случае принятия бюджетным учреждением решения об отказе в установлении рыночной стоимости.
При этом законопроект устраняет противоречие в части предусмотренного принятия бюджетным учреждением решения в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ при наличии в решении суда установленной кадастровой стоимости.
Также с учетом требований части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" законопроектом уточняются положения в части внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН ППК.
Законопроектом также вводятся изменения технико-юридического характера.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не влечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), разрешительной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.