Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 23.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор о ЕАЭС, ЕАЭС).
В целях создания и функционирования единого рынка услуг в рамках ЕАЭС в соответствии с пунктом 40 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о ЕАЭС) Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 110 "Об утверждении перечня секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза" (далее соответственно - Решение ВЕЭС N 110, Перечень) утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых функционирует (или начнет свое функционирование) единый рынок услуг в рамках ЕАЭС, включающий в себя в том числе услуги по оценке имущества (пункт 54 Перечня).
Начало функционирования единого рынка услуг по оценке имущества (далее - единый рынок услуг) - 1 января 2025 г. (после внесения в законодательство государств, являющихся членами ЕАЭС (далее - государства-члены ЕАЭС), изменений в соответствии с общими подходами к условиям осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг).
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. N 23 утверждены Общие подходы к условиям осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг (далее - Общие подходы).
Законопроект направлен на регулирование осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации в рамках единого рынка услуг, формирование которого предусмотрено Договором о ЕАЭС.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется в связи тем, что издание акта обосновано приведением действующего нормативного правового регулирования в соответствии международными обязательствами Российской Федерации.
В целях приведения в соответствие с Общими подходами законодательства об оценочной деятельности и создания соответствующих условий в Российской Федерации для осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг на территории ЕАЭС законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Проектируемыми положениями законопроекта устанавливаются условия допуска российских поставщиков услуг по оценке имущества (оценщиков и оценочных компаний) к осуществлению оценочной деятельности на территории государств-членов ЕАЭС, а также особенности регулирования осуществления оценочной деятельности поставщиками услуг по оценке имущества из государств-членов ЕАЭС (далее - услугодатель) на территории Российской Федерации, в том числе в части:
- реализации права выхода на российский рынок;
- обеспечения имущественной ответственности;
- обеспечения контроля за профессиональной деятельностью;
- взаимодействия органов и организаций в соответствии с полномочиями, делегированными им Российской Федерацией в рамках функционирования единого рынка услуг на территории ЕАЭС, осуществляющих контрольную, разрешительную или иную регулирующую функцию (компетентные органы).
Положения Общих подходов устанавливают основания для предоставления права услугодателю любого другого государства-члена ЕАЭС на поставку услуг по оценке имущества (допуск на рынок) в любом государстве-члене ЕАЭС, а также необходимость предусмотреть данное право в нормативных правовых актах государств-членов ЕАЭС.
В рамках реализации Общих подходов положениями законопроекта закрепляется право выхода на единый рынок услуг на основании разрешения (при его наличии), полученного поставщиком услуг по оценке имущества на территории своего государства-члена ЕАЭС, и профессиональной квалификации, полученной поставщиком услуг по оценке имущества (либо его персоналом) в любом государстве-члене ЕАЭС, которые признаются без прохождения процедур признания и действуют на территории всех государств-членов ЕАЭС.
При этом поставщик услуг по оценке имущества вправе осуществлять оценочную деятельность на территории государств-членов ЕАЭС в отношении тех объектов оценки, которые содержатся в сопоставительном перечне объектов оценки имущества (который согласовывается и утверждается государствами-членами ЕАЭС), в соответствии с указанными в данном перечне разрешениями, предоставляющими право на проведение оценки имущества в рамках единого рынка услуг*(1).
Возможность выхода на единый рынок услуг (в соответствии с Общими подходами) предоставляется на основании включения информации о поставщике услуг в реестр поставщиков услуг по оценке имущества*(2), который формируется государством его регистрации (учреждения) (далее - реестр поставщиков). Сведения о поставщике услуг включаются в реестр поставщиков по заявительному принципу на основании его намерения осуществлять оценочную деятельность на территориях других государств-членов ЕАЭС.
В соответствии с законопроектом предлагается возложить функцию по формированию и ведению реестра поставщиков в Российской Федерации на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). При этом реестр поставщиков будет являться неотъемлемой частью сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков и содержать сведения об оценщиках и оценочных компаниях, планирующих осуществлять или осуществляющих оценочную деятельность в государствах-членах ЕАЭС в рамках единого рынка услуг.
В соответствии с Общими подходами в нормативных правовых актах государств-членов предусматриваются в том числе положения о поставке услугодателем любого другого государства-члена услуг по оценке имущества с учетом обеспечения имущественной ответственности на условиях национального режима страны-реципиента и иных режимов в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Законопроектом предлагаются виды обеспечения имущественной ответственности при осуществлении услугодателями оценочной деятельности на территории Российской Федерации.
Для обеспечения имущественной ответственности деятельности услугодателя - физического лица, законопроектом предоставляется право выбора одного из следующих видов обеспечения такой ответственности:
страхование ответственности в объеме не менее суммарного размера страховой суммы, предусмотренной Законом об оценочной деятельности в рамках обязательного страхования ответственности, и размера выплаты за счет средств компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРО оценщиков);
страхование ответственности в объеме не менее страховой суммы, предусмотренной Законом об оценочной деятельности в рамках обязательного страхования ответственности, и взнос в компенсационный фонд одной из СРО оценщиков.
Услугодатели, являющиеся юридическими лицами, обеспечивают имущественную ответственность в соответствии с нормами Закона об оценочной деятельности.
Общие подходы закрепляют необходимость включения в нормативные правовые акты государств-членов положений, устанавливающих порядок обеспечения контроля за деятельностью услугодателя, поставляющего услуги по оценке имущества на территории страны-реципиента, и процедуру рассмотрения жалоб на нарушения на территории страны-реципиента услугодателем другого государства-члена законодательства, регулирующего оценочную деятельность.
Для целей реализации Общих подходов в части обеспечения контроля за осуществлением услугодателями оценочной деятельности на территории Российской Федерации законопроектом предусмотрена возможность заключения ими соглашения с СРО оценщиков на проведение контроля (в том числе рассмотрение жалоб на действия (бездействие) услугодателя) или вступление в члены одной из СРО оценщиков на основании предоставления выписки из реестра поставщиков.
Также в рамках выполнения Общих подходов законопроектом установлены полномочия компетентных органов в рамках функционирования единого рынка.
Функциями компетентного органа по осуществлению контроля (в том числе по рассмотрению жалоб и применению мер дисциплинарного воздействия) в отношении услугодателей предлагается наделить СРО оценщиков.
Функции по формированию и ведению реестра российских поставщиков услуг по оценке имущества, предусматривающие включение в него сведений об оценщиках и оценочных компаниях на основании информации о намерении осуществлять ими оценочную деятельность на территории других государств-членов ЕАЭС, возлагаются на Росреестр.
Также законопроектом предусматривается осуществление Росреестром передачи информации о нарушениях услугодателями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и примененных мерах воздействия в компетентный орган государства его регистрации (учреждения) (полученной от СРО оценщиков), для ее внесения в национальный реестр поставщиков.
Данная концепция позволит заказчикам услуг по оценке имущества из других государств-членов иметь достоверную и актуальную информацию о деятельности услугодателей на территории Российской Федерации в рамках единого рынка услуг для выбора исполнителя работ по оценке и заключения договора на оценку.
Учитывая значимость сферы услуг по оценке имущества, необходимо отметить, что формирование единого рынка услуг, включающее в том числе допуск оценщиков государств-членов ЕАЭС на российский рынок будет способствовать увеличению использования экономического потенциала ЕАЭС на общем евразийском пространстве.
Принятие законопроекта необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Договором ЕАЭС, начала функционирования единого рынка услуг по оценке имущества, а также будет являться одной из составляющих, направленных на реализацию и усиление интеграционных процессов, для дальнейшего формирования основы единого экономического пространства, в котором планируется обеспечить свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен требованиями международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Решением ВЕЭС N 110.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Влияние предлагаемых законопроектом решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) В настоящее время готовится проект изменений в Общие подходы, включающий в себя дополнение Общих подходов сопоставительным перечнем объектов оценки имущества, осуществляемой в рамках функционирования единого рынка услуг по оценке имущества.
*(2) Приложение к Решению Высшего Евразийского экономического совета от 10 декабря 2021 г. N 23 "Об Общих подходах к условиям осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.