Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(от 12.07.2023 г. N 25150-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект постановления, Изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 раздела 1 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект постановления разработан в инициативном порядке*(1).
В соответствии с пунктом 1.6 раздела 1 сводного отчета целями разработки проекта постановления являются:
- унификация подходов к формированию объемов регулируемых договоров (РД) в сводном прогнозном балансе для поставщиков электрической энергии первой и второй ценовых зон (ЦЗ) оптового рынка электрической энергии (мощности);
- выравнивание условий ведения хозяйственной деятельности;
- снижение стоимости электрической энергии (мощности) во второй ЦЗ оптового рынка для прочих потребителей*(2).
Пунктом 1 Изменений предлагается исключить предложение второе абзаца третьего пункта 65 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Пунктом 2 Изменений предлагается исключить предложение второе абзаца второго пункта 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Таким образом, пунктами 1 и 2 Изменений предлагается отменить особенности установления объемов поставки электрической энергии (мощности) по РД для гидроэлектростанций (ГЭС), построенных после 2012 г.*(3) во второй ЦЗ, а также принцип распределения объемов электрической энергии (мощности) по РД в отношении потребителей в Республике Бурятия.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта постановления и сводного отчета в период с 28 апреля по 23 мая 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта постановления размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта постановления: N 02/07/04-23/00137778).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации (ПК) по проекту постановления с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 21 по 27 июня 2023 года.
По итогам проведения ПК по проекту постановления в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Россети", ПАО "Татнефть", ПАО НК "РуссНефть", АО "Объединенная энергетическая компания", АО "Оборонэнерго", АО "Зарубежнефть", ООО "Сибирская генерирующая компания", ООО "Газпром энерго" и ООО "Иркутская нефтяная компания", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом постановления регулирования, а также позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", ПАО "РусГидро", АО "ЕвроСибЭнерго", АО "РУСАЛ Менеджмент", Ассоциации "Сообщество потребителей энергии" и Ассоциации "Гидроэнергетика России", содержащие замечания к проектируемому регулированию, частично учтенные в настоящем заключении.
Предложения по доработке проекта постановления, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета, прилагаются.
Согласно пункту 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
По результатам рассмотрения проекта постановления и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту постановления, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Риск отсутствия проблемы, на решение которой направлено предлагаемое разработчиком регулирование, и, как следствие, обоснованности разработки проекта постановления.
Разработчик проекта постановления утверждает, что особый порядок формирования объемов поставки электрической энергии (мощности) по РД приводит к снижению объемов поставки электрической энергии (мощности) по РД в отношении ГЭС и, как следствие, к завышению дохода ГЭС при продаже большего объема по нерегулируемым ценам, которые, по мнению разработчика, значительно выше тарифов ГЭС по РД, и к увеличению цены на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для потребителей, не относящихся к населению ("прочие" потребители)*(4).
Вместе с тем не представляется возможным определить, зачем создавался данный особый порядок, приводящий, по мнению разработчика, к снижению объемов поставки электрической энергии (мощности) по РД и к увеличению стоимостной нагрузки на потребителей второй ЦЗ оптового рынка, а также почему снижаются указанные объемы.
1.1. В соответствии с информацией*(5), представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, особый порядок распределения объемов поставки электрической энергии (мощности) по РД во второй ЦЗ оптового рынка вводился в целях реализации проекта Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода.
Благодаря установленному механизму продаж по РД (в пределах предусмотренного ограничения) данная ГЭС была построена без привлечения дополнительной поддержки (вне программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ)5.
Окупаемость указанного проекта обеспечивается путем продажи электрической энергии (мощности) по конкурентным ценам оптового рынка электрической энергии (мощности), вследствие чего не несет дополнительной финансовой нагрузки на потребителей электрической энергии5.
По мнению Минэкономразвития России, конкуренция на оптовом рынке электрической энергии (мощности) способствует приемлемому (справедливому) ценообразованию для потребителей.
Отмена прежних условий по объемам поставок по РД для новых электростанций, построенных без применения нерыночных надбавок на оптовом рынке электрической энергии (мощности), через 11 лет после запуска крупного проекта (Богучанская ГЭС) может иметь ряд негативных последствий, включая дискриминацию механизма строительства ГЭС без инвестиционной нагрузки на оптовый рынок относительно иных механизмов поддержки инвестиций в генерацию5.
Так, весьма затратные для потребителей оптового рынка электрической энергии (мощности) проекты ДПМ могут иметь значительно большие сроки, обеспечивающие окупаемость инвестиционных проектов, например, окупаемость проекта ДПМ ГЭС может реализоваться только за 25 лет5, что представляется избыточным.
Также на основании информации*(6), представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, Богучанская ГЭС строилась в рамках реализации инвестиционного соглашения "О совместном финансировании инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" от 17 апреля 2007 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 1708-р.
Инвестиционное соглашение предусматривало со стороны государства гарантии окупаемости инвестиционного проекта, в том числе в части непринятия изменений в законодательство Российской Федерации, ухудшающих положение его сторон и влекущих лишение их того, на что они были вправе рассчитывать6.
Согласно протоколу Минэнерго России N 09-346пр от 14 марта 2014 г. разработчик оценивал снижение объема поставки электрической энергии (мощности) по РД для ГЭС, отменяемое предлагаемым проектом постановления, как положительный экономический стимул для строительства новых ГЭС (вне механизма ДПМ) и для обеспечения гарантий возврата денежных средств по кредиту при реализации капиталоемких проектов6.
1.2. Как уже было отмечено в настоящем заключении, разработчик предлагает также отменить принцип распределения объемов электрической энергии (мощности) по РД в отношении потребителей в Республике Бурятия.
На основании сведений5, представленных в ходе проведения ПК по проекту постановления, в отношении Республики Бурятия объемы поставки по РД распределяются на поставщиков пропорционально балансовой стоимости, что было принято в рамках отнесения Республики Бурятия к особым зонам с целью снижения нагрузки на поставщиков электрической энергии.
Если изменить принцип распределения объемов электрической энергии (мощности) по РД, может увеличиться объем поставки электрической энергии (мощности) в Республике Бурятия, что в долгосрочном периоде может потребовать новых изменений в рамках оптового рынка для компенсации выпадающих доходов от изъятия объемов с конкурентного сектора оптового рынка5.
Разработчик в сводном отчете не приводит каких-либо причин возникновения проблемы и не формулирует ее конкретно, а также в пункте 3.5 раздела 3 сводного отчета не указывает верифицируемых источников данных, подтверждающих (доказывающих) наличие проблемы, в силу чего можно предположить, что проблема, требующая государственного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, отсутствует.
На вероятное отсутствие проблемы также обращают внимание участники ПК по проекту постановления*(7).
В частности, один из участников ПК по проекту постановления отмечает, что в материалах*(8), представленных разработчиком, не указаны и не проанализированы негативные последствия многолетнего применения отменяемых правовых норм*(9).
Также у разработчика отсутствуют пояснения об утрате актуальности предлагаемых к отмене положений9.
Более того, принятие проекта постановления может, напротив, привести к проблемам, на решение которых были направлены нормы, предлагаемые к отмене9, в том числе к невозможности достижения:
- поддержки строительства новых крупных ГЭС без ДПМ;
- эффективного распределения нагрузки по поддержке низких цен на электрическую энергию в особых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности).
Дополнительно сообщаем, что затрудняет понимание и анализ проблемы, заявляемой разработчиком в пункте 1.4 раздела 1 сводного отчета и в разделе 3 сводного отчета, отсутствие конкретно сформулированных целей принятия проекта постановления в пунктах 1.6 и 5.1 сводного отчета, что также может свидетельствовать об отсутствии проблемы, требующей государственного вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, как таковой и, как следствие, необоснованности разработки проекта постановления в целом.
Пунктами 3.4 и 3.6 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика ОРВ), предусмотрены рекомендации по надлежащему формулированию проблемы и целей разработки проекта постановления.
Принимая во внимание изложенное, полагаем целесообразным рекомендовать разработчику отказаться от подготовки проекта постановления, исключив пункты 1 и 2 Изменений из редакции проекта постановления, либо создать регулирование, базирующееся на балансе интересов субъектов предлагаемого регулирования, в одинаковой степени учитывающее правовое положение как генерирующих компаний, так и потребителей электрической энергии, учитывая также нормативное содержание абзаца шестого пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ одним из общих принципов организации экономических отношений, а также одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
2. Риск возникновения выпадающих доходов у генерирующих компаний (в частности, у ГЭС).
В соответствии с информацией*(10), представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, предлагаемое регулирование может привести к следующему перечню негативных эффектов:
- существенный перекос выпадающих доходов, связанных с поставками по РД, в пользу промышленных потребителей электрической энергии Республики Бурятия, для ГЭС по отношению к тепловым электростанциям (ТЭС) (рост выпадающих доходов ГЭС в связи с поставкой электрической энергии (мощности) в Республику Бурятия может составить 74 % всех выпадающих доходов поставщиков электрической энергии);
- значительный рост объемов продажи электрической энергии по РД со снижением объемов продажи по договорам конкурентного отбора мощности (объем РД по мощности для поставок в Республику Бурятия может в 5 раз превысить пик потребления мощности всей Республики Бурятия);
- существенный рост объемов РД для поставщиков электрической энергии, выпадающих доходов поставщиков электрической энергии (генерирующих объектов ГЭС).
Изменение условий регулирования для Богучанской ГЭС в части отмены нормы о сниженном объеме поставок по РД может привести к нарушению кредитных обязательств соответствующих организаций перед государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (ВЭБ.РФ)*(11).
Согласно сведениям*(12), представленным в ходе проведения ПК по проекту постановления, совокупная сумма выпадающих доходов генерирующих компаний*(13) может составить 6,8 млрд рублей в год.
ПАО "РусГидро" (без учета Богучанской ГЭС) |
Богучанская ГЭС |
Иные генерирующие компании |
Совокупная сумма выпадающих доходов генерирующих компаний (1 млрд + 4 млрд + 1,8 млрд рублей) |
Порядка 1 млрд рублей |
4 млрд рублей |
1,8 млрд рублей |
6,8 млрд рублей |
При этом в соответствии с альтернативной экспертной оценкой 10, представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, совокупная сумма выпадающих доходов только у 3 генерирующих компаний может составить 7,3 млрд рублей (за 2024 год).
ПАО "РусГидро" |
Богучанская ГЭС |
АО "ЕвроСибЭнерго" |
Совокупная сумма выпадающих доходов только у 3 генерирующих компаний (1 млрд + 4 млрд + 2,3 млрд рублей) |
Порядка 1 млрд рублей |
4 млрд рублей |
2,3 млрд рублей |
7,3 млрд рублей |
Также в ходе проведения ПК по проекту постановления были представлены данные*(14), на основании которых совокупная сумма выпадающих доходов генерирующих компаний может превысить 10 млрд рублей в год.
Кроме того, обращаем внимание, что один из участников ПК по проекту постановления реализует инвестиционную программу модернизации и строительства новых ГЭС и ТЭС, объем которой в 2023-2028 гг. составит 918 млрд рублей 12.
Предлагаемое регулирование может привести к изъятию соответствующих денежных средств у участника ПК по проекту постановления 12, что может привести к снижению темпов обновления и развития ГЭС, а также энергетики регионов, находящихся на территории Дальнего Востока 12.
Более подробные экономические расчеты, представленные в рамках проведения ПК по проекту постановления, касающиеся выпадающих доходов генерирующих компаний, прилагаются к настоящему заключению.
Таким образом, оценить финансово-экономические последствия предлагаемого регулирования как для отрасли энергетики, так и для экономики соответствующих регионов в целом не представляется возможным.
При этом, учитывая изложенное, можно оценить совокупную сумму выпадающих доходов генерирующих компаний в диапазоне от как минимум 6,8 млрд рублей до более 10 млрд рублей в год, что представляется необоснованным и, как следствие, избыточным (особенно учитывая замечание, представленное в пункте 1 настоящего заключения, а также принимая во внимание, что речь идет о 26 генерирующих компаниях, выпадающие доходы которых могут потенциально значительно различаться).
Изменения, утверждаемые проектом постановления, могут привести к изъятию денежных средств у одних хозяйствующих субъектов и перераспределению их в пользу других юридических лиц9.
Оценка эффективности и обоснование необходимости (целесообразности) такого перераспределения не представлена разработчиком в сводном отчете.
Иным участником ПК по проекту постановления было также заявлено о таких рисках предлагаемых Изменений, как угроза финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, реализовавших инвестиционные проекты в сфере электрической энергии во второй ЦЗ, и, как следствие, снижение инвестиционной привлекательности энергетических проектов во второй ЦЗ 14.
Разработчиком информация о размере выпадающих доходов генерирующих компаний, а также о рисках (негативных последствиях) введения предлагаемого регулирования не представлена*(15).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 247-ФЗ при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение.
Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
На основании части 3 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
С учетом изложенного, а также в условиях отсутствия верифицируемых данных о проведенном разработчиком анализе соотношения выгод (оценка предотвращаемого проектом постановления ущерба) и издержек (выпадающих доходов) субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, направленных на реализацию предлагаемого регулирования, все положения Изменений, утверждаемых проектом постановления, могут носить избыточный характер, в связи с чем предлагаем разработчику отказаться от подготовки указанного проекта постановления либо представить экономические расчеты, показывающие, что выгод (преимуществ), подтвержденных верифицируемыми данными, от введения в действие соответствующего проектируемого регулирования больше размера выпадающих доходов генерирующих компаний.
3. Риск несоблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и, как следствие, в том числе отсутствия правовой определенности и системности в проектируемом разработчиком регулировании.
Принимая во внимание, что принятие предлагаемых Изменений, утверждаемых проектом постановления, может привести к существенному перекосу выпадающих доходов генерирующих компаний в пользу потребителей второй ЦЗ, возникают также риски создания необоснованных конкурентных преимуществ для потребителей второй ЦЗ перед потребителями первой ЦЗ, что в свою очередь может привести к снижению объемов производства промышленных потребителей на территории субъектов Российской Федерации, относящихся к первой ЦЗ 9,10.
На основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ одним из общих принципов организации экономических отношений, а также одной из основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ N 618) одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции является обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы" (далее соответственно - распоряжение N 2424-р, Национальный план) задачи Национального плана определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включает в себя в том числе обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности.
Соответственно, проект постановления может вступать в противоречие с Федеральными законами N 35-ФЗ и N 135-ФЗ, Указом N 618, что представляется избыточным, поскольку создает риски отсутствия правовой определенности, бессистемности предлагаемого регулирования, неоднозначного юридического толкования проектируемых норм и, как следствие, неоднородной правоприменительной практики, а также с распоряжением N 2424-р, то есть с программными документами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (иной вывод и его обоснование в пункте 5.3 раздела 5 сводного отчета разработчиком не представлены).
Также не представляется возможным определить:
- целесообразность наличия пункта 2 проекта постановления, признающего утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. N 2547-р, учитывая, что согласно информации 12, представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, данное распоряжение было разработано ФАС России по решению Правительства Российской Федерации с целью выравнивания выпадающих доходов поставщиков, возникающих ввиду увеличения объемов поставки по РД путем отнесения Республики Бурятия к территориям, потребление которых полностью покрывается за счет РД;
- каким образом ФАС России пересмотрит с 1 июля 2023 г. балансовые решения в части прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемых производителями электрической энергии (мощности) по РД, если 1 июля 2023 г. уже прошло*(16);
- конкретную дату вступления в силу проекта постановления*(17).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ сроки вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями, с учетом положений статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
Указанные вопросы необходимо прорабатывать разработчику в целях необходимости соблюдения положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ.
4. Риск несоблюдения положений, зафиксированных частью 4 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ.
Разработчик утверждает, что решение проблемы без государственного вмешательства в экономические отношения является невозможным, поскольку иные способы решения проблемы, по мнению разработчика, отсутствуют*(18).
Однако в соответствии с информацией 9,10, представленной в ходе проведения ПК по проекту постановления, одной из заявленных целей предлагаемого регулирования является унификация подходов к формированию объемов РД в сводном прогнозном балансе для поставщиков электрической энергии первой и второй ЦЗ оптового рынка электрической энергии (мощности), которая может быть достигнута в рамках либерализации оптового рынка электрической энергии (мощности), установленной пунктом 8 статьи 36 Федерального закона N 35-ФЗ.
Не представляется возможным определить, по какой причине (по каким причинам) разработчик не представил анализ данного способа решения проблемы в пунктах 3.4, 6.2 и 6.3 сводного отчета.
Кроме того, как отмечалось выше в настоящем заключении, альтернативными способами решения проблемы также могут являться отказ от принятия Изменений, утверждаемых проектом постановления, либо разработка государственного регулирования, учитывающего в полной мере принцип баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренный абзацем шестым пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Таким образом, полагаем, что разработчику следует рассмотреть все имеющиеся альтернативные способы решения проблемы, включая отказ от разработки проекта постановления.
5. Риск декларативности и, как следствие, невыполнимости одной из целей проекта постановления, закрепленной в пунктах 1.6 и 5.1 сводного отчета, по выравниванию условий ведения хозяйственной деятельности.
Методикой ОРВ установлены и разработчикам рекомендованы четкие механизмы идентификации и управления рисками.
Согласно пункту 3.15.4 Методики ОРВ для каждого выявленного риска указываются:
- меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
- оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Разработчик в пунктах 1.6 и 5.1 сводного отчета декларирует, что целью проекта постановления является в том числе выравнивание условий ведения хозяйственной деятельности.
Регулятор, подготавливая Изменения, утверждаемые проектом постановления, не оценивает, как проектируемое регулирование влияет на достижение указанной цели, особенно принимая во внимание замечания, представленные в пунктах 1-4 настоящего заключения.
Учитывая отсутствие в сводном отчете и в иных прилагаемых к проекту постановления материалах верифицированной информации, обосновывающей данные Изменения, предлагаемое регулирование несет риск установления избыточной регуляторной (административной) нагрузки в отношении, например, генерирующих компаний.
6. Публичные риски для государства и общества в случае принятия и введения предлагаемого проектом постановления регулирования в действие.
В соответствии с информацией 9,10, представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления, а также учитывая содержание замечаний, представленных в пунктах 1-5 настоящего заключения, принятие проектируемого регулирования может привести к снижению доверия бизнеса к решениям органов государственной власти и может оказать отрицательное воздействие на инвестиционную привлекательность отрасли гидроэнергетики в целом, что в свою очередь вступает в противоречие с определенными руководством Российской Федерации направлениями социально-экономической политики Российской Федерации по обнулению выбросов парниковых газов к 2060 году.
Также, по мнению участника проведения ПК по проекту постановления, предлагаемое разработчиком регулирование не согласуется с целями государства по реализации проектов сооружения гидроаккумулирующих электростанций в Российской Федерации9.
7. Риск несоответствия проекта постановления Плану подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минэнерго России на 2023 год, утвержденному Минэнерго России от 27 января 2023 года (далее - План).
Разработка проекта постановления не предусмотрена Планом, что также создает риск избыточности подготовки предлагаемого разработчиком регулирования ввиду отсутствия достаточных юридических оснований у регулятора для разработки данного проекта постановления.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта постановления с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проблема и способ решения проблемы разработчиком не обоснованы;
проект постановления не соответствует Федеральному закону N 247-ФЗ;
в проекте постановления выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Протокол Министра энергетики Российской Федерации Шульгинова Н.Г. от 6 февраля 2023 г. N НШ-35пр.
*(2) Потребители, не относящиеся к категории "население".
*(3) Богучанская ГЭС, расположенная на реке Ангара, у города Кодинска Кежемского района Красноярского края.
*(4) Пункт 1.4 раздела 1 сводного отчета.
*(5) Ассоциация "Сообщество потребителей энергии".
*(6) АО "РУСАЛ Менеджмент".
*(7) Общероссийская общественная организация "Деловая Россия", Ассоциация "Гидроэнергетика России", АО "ЕвроСибЭнерго" и АО "РУСАЛ Менеджмент".
*(8) Например, сводный отчет и пояснительная записка.
*(9) Ассоциация "Гидроэнергетика России".
*(10) АО "ЕвроСибЭнерго".
*(11) Часть денежных средств, привлекаемая для реализации проекта Богучанской ГЭС, была предоставлена ВЭБ.РФ.
*(12) ПАО "РусГидро".
*(13) На основании пункта 7.2 раздела 7 сводного отчета 26 генерирующих компаний будут являться субъектами предлагаемого проектом постановления регулирования.
*(14) Общероссийская общественная организация "Деловая Россия".
*(15) Например, пункт 11.3 раздела 11 сводного отчета и раздел 13 сводного отчета не содержат данных сведений.
*(16) Пункт 3 проекта постановления.
*(17) Пункт 4 проекта постановления.
*(18) Системная взаимосвязь пунктов 3.4, 6.2 и 6.3 сводного отчета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.