Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России от 02.08.2023)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362; 2019, N 52, ст. 7818) изменение, дополнив частью 4 следующего содержания:
"4. Самовольная добыча нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние по статье 7.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.".
Статья 2
Внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2005, N 1, ст. 13; 2007, N 24, ст. 2833; 2011, N 15, ст. 2039; N 30, ст. 4601; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1166; N 31, ст. 4330, 4331; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 26, ст. 3207; N 27 ст. 3442; N 30, ст. 4078; N 51, ст. 6685; 2014, N 19, ст. 2303, 2310; N 30, ст. 4278; N 48, ст. 6651; 2015, N 1, ст. 83; 2016, N 1, ст. 61; N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4256, 4257, 4258; N 48, ст. 6732; 2017, N 31, ст. 4752; N 52, ст. 7935; 2018, N 27, ст. 3940; N 31, ст. 4818; 2019, N 30, ст. 4111; 2020, N 8, ст. 919; N 42 ст. 6515; 2021, N 24, ст. 4233; N 27, ст. 5109; 2022, N 1, ст. 27; N 13 ст. 1952, N 29, ст. 5225, 5227, N 41, ст. 6944) изменение, дополнив после слов "254 частью первой," словами "255 частью четвертой,".
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Законопроект разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании указа
ния Президента Российской Федерации от 20.10.2020 N Пр-1737 в целях усиления ответственности за повторную самовольную добычу нерудных полезных ископаемых (известняк, глины, песок, гравий, и другие, в том числе относимые к общераспространенным полезным ископаемым), угля и торфа.
Законопроект направлен на предотвращения рецидивов самовольной добычи полезных ископаемых и предусматривает уголовную ответственность за самовольную добычу нерудных полезных ископаемых, угля и торфа лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.
Объектом, защиту которого преследует данное правовое регулирование, является государственная собственность в виде находящихся в недрах нерудных полезных ископаемых, угля и торфа.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) вводится статья 7.3.1, предусматривающая введение административных штрафов, пропорциональных стоимости самовольно добытых нерудных полезных ископаемых, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, угля и торфа.
Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Пользование недрами осуществляется на основании специального государственного разрешения, оформляемого в виде лицензии.
Согласно статье 11 Закона "О недрах" лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
В соответствии со статьей 19 Закона "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный Кодекс) полезные ископаемые могут добываться на водных объектах при проведении дноуглубительных работ при наличии специального разрешения.
Добыча полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, установленных статьей 19 Закона "О недрах" и части 4 статьи 11 Водного кодекса, является самовольной и незаконной.
Самовольная добыча нерудных полезных ископаемых, угля и торфа может подпадать под действия статей 158 "Кража" и 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
Под действие статьи 158 УК подпадает тайное хищение чужого имущества.
Под действие статьи 171 УК подпадает самовольная добыча полезного ископаемого, если стоимость самовольно добытого полезного ископаемого превышает 2,25 млн руб.
Нерудные полезные ископаемые и торф, как правило, относятся к общераспространенным полезным ископаемым. Такие полезные ископаемые и уголь могут быть легко добыты и реализованы в значительных масштабах, поскольку широко распространены, для получения из них товарной продукции переработка не требуется или требуется в минимальной степени.
По данным МВД России в период с 2015 по 2020 годы ежегодно совершалось от 250 до 320 преступлений в области недропользования, в том числе, преступлений, связанных с добычей нерудных полезных ископаемых, угля и торфа возбуждается около 25 уголовных дел по статье 158 УК и 30 по статье 171 УК и единичные случаи возбуждения уголовных дел по статье 158 УК в отношении хищения руд металлов, руд и песков драгоценных металлов.
По данным МВД России в период с 2015 по 2019 годы количество выявленных административных правонарушений по статье 7.3 КоАП увеличилось с 518 до 1130. В период с 2020 по 2022 годы по данной статье было выявлено от 723 до 799 правонарушений по статье 7.3 КоАП, что обусловлено как квалификацией с 2020 года правонарушений, связанных с безлицензионной добычей драгоценных металлов и драгоценных камней, по статье 15.44 КоАП вместо статьи 7.3 КоАП, так и с общим сокращением контрольно-надзорных мероприятий в области недропользования в период с 2020 по 2023 гг. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 и от 10.03.2022 N 336.
По информации субъектов Российской Федерации масштабная самовольная добыча общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, отмечаемся больше чем в половине из них. Количество выявленных правонарушений, связанных с незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых, с 2018 по 2021 годы увеличилось с 1148 до 1473. Суммы административных штрафов в указанный период сократились с 87,6 млн руб. до 74,6 млн руб. Сокращение величины взысканных штрафов при увеличении количества выявленных правонарушений связано с уменьшением доли крупных штрафов с юридических лиц. При этом размер оцененной стоимости незаконно добытых полезных ископаемых составил от 1 до 2 млрд руб. в год.
Таким образом, размер оцененной стоимости выявленных незаконно добытых общераспространенных полезных ископаемых превышает размер взысканных штрафов более, чем в 10 раз.
Недополученные доходы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от самовольной добычи общераспространенных полезных ископаемых составляют до 500 млн руб. в год. При этом неуплата налога на добычу полезных ископаемых при ставке 5,5 % составляет 55 - 110 млн руб. в год, неуплата налога на прибыль при ставке 20 % составляет 200 - 400 млн руб. в год.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации указано на значительный масштаб противоправной деятельности по добыче полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным. Отмечается частое привлечение к административной ответственности по статье 7.3 КоАП не юридических, а физических лиц, размер штрафа для которых не превышает 5 тыс. руб., что не является препятствием для продолжения противоправной деятельности.
В связи с низкой стоимостью нерудных полезных ископаемых, угля и торфа относительно стоимости полезных ископаемых, содержащих драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, стоимость партий самовольно добытого такого минерального сырья, как правило, не достигает уровня наступления уголовной ответственности по статье 171 УК.
Кроме того, за указанное повторное правонарушение не предусмотрено ужесточения наказания, что негативно сказывается на их предупреждении.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 500-ФЗ внесены изменения в статью 255 "Нарушение правил охраны и использования недр" УК, устанавливающие уголовную ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия, предусмотренные статьей 7.5 КоАП.
В целях создания условий, делающих невыгодным повторную самовольную добычу нерудных полезных ископаемых, угля и торфа, усиливается уголовная ответственность за указанное противоправное деяние. Законопроектом в статью 255 вносится изменение, предусматривающее введение нового состава преступления за совершение самовольной добычи нерудных полезных ископаемых, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с примечанием 2 статьи 7.3.1 КоАП, угля, торфа, лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.3.1 КоАП. Наказание устанавливается в виде уголовного штрафа в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет. При этом не предусмотрено возникновение уголовной ответственности для граждан, не являющихся должностными лицами, за данное противоправное деяние, если стоимость самовольно добытого полезного ископаемого не превышает 5 тыс. руб., поскольку указанное правонарушение квалифицируется по статье 7.3 КоАП или 8.13 КоАП, в зависимости от того, совершено ли данное правонарушение на суше или на водном объекте.
Кроме того, вносится изменение в статью 150 "Формы предварительного расследования" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которое предусматривает проведение органами дознания по данному составу уголовных дел дознания, при необязательности проведения предварительного следствия.
Издание и реализация законопроекта не потребует дополнительных и иных расходов федерального бюджета, а также не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проектом федерального закона не вводятся дополнительные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также не вводятся дополнительные обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона не потребует увеличения штатной численности и объемов финансирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и не увеличит на них нагрузку, поскольку меры, устанавливаемые законопроектом, связаны с усилением ответственности по фактам, выявляемым в результате штатной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет за собой негативных социальных, экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от __________ 2023 г. N ____
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
2. Назначить заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Тетенькина Дмитрия Дмитриевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не требует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.