Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила ведения реестра групп предприятий"
(подготовлен Минэкономразвития России 29.08.2023 г.)
Необходимость актуализации Правил ведения реестра групп предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2021 г. N 1533 (далее - Правила), исходя из правоприменительной практики обусловлена следующим.
1. В связи с исполнением пункта 11 поручения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N ТГ-П12-7321, данного во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 г. N Пр-740 об обеспечении оптимизации видов и форм отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами в органы и организации, в том числе установления унифицированной формы отчетности и исключения дублирования сведений (далее - Поручение), необходимо уточнить критерии отнесения юридических лиц к головным организациям группы предприятий, установленные Правилами.
Уточнение критериев отнесения юридических лиц к головным организациям группы предприятий осуществляется путем внесения изменений, предусмотренных настоящим проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила ведения реестра групп предприятий" (далее - проект постановления), в пункты 18 и 19 Правил.
Согласно пункту 19 Правил, организации входят в состав группы предприятий в случае наличия юридического лица, осуществляющего в отношении них контроль - головной организации группы предприятий (далее - головная организация). Однако, указанный критерий не зафиксирован в пункте 18 Правил, устанавливающем правила определения головной организации, что порождает неоднозначность толкования правового статуса головной организации и отсутствие единообразия в формировании практики применения указанной нормы, что, в свою очередь, может приводить к снижению достоверности сведений о реестрах групп предприятий, а также негативно влиять на полноту и качество статистики инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Предлагается устранить данный правовой пробел путем закрепления в проектируемой редакции абзаца первого пункта 18 Правил отсутствие контроля со стороны других российских юридических лиц в качестве одной из основных характеристик правового статуса головной организации.
Проект постановления призван устранить правовую неопределенность, обеспечить внутреннюю согласованность норм пунктов 18 и 19 Правил путем уточнения условий и критериев отнесения юридических лиц к головным организациям.
2. Проектом постановления предлагается корректировка срока доведения Росстатом до головной организации перечня подконтрольных ей организаций, предусмотренного пунктом 11 Правил (далее - Перечень). Перечень используется головными организациями в качестве основы при предоставлении ими сведений об инвестиционной деятельности юридических лиц, входящих в группы предприятий, в следующем календарном году.
В силу действующей редакции Правил Росстат ежегодно до 1 августа актуализирует реестр групп предприятий (пункт 10) и также ежегодно до 1 августа доводит соответствующий Перечень до головной организации (пункт 11). Однако доведение Перечней до головных организаций требует дополнительных временных затрат, поскольку может быть осуществлено Росстатом после завершения актуализации реестра групп предприятий.
В связи с этим проектом постановления предлагается увеличение срока доведения до головной организации перечня организаций, входящих в подконтрольную ей группу предприятий, до 30 сентября.
Согласно приказу Росстата от 16 сентября 2021 г. N 566 "Об определении состава и сроков предоставления юридическими лицами, указанными в реестре групп предприятий в качестве головных организаций, сведений об инвестиционной деятельности юридических лиц, входящих в группы предприятий" соответствующие сведения по группе предприятий представляются головной организацией ежегодно, не позднее 15 июня.
Таким образом, для головных организаций сохраняется более чем восьмимесячный срок между получением перечня организаций, входящих в подконтрольную ей группу предприятий, и предоставлением сведений о группе предприятий - достаточный для формирования соответствующей отчетности, в связи с чем проектируемые изменения пункта 11 Правил не приведут к ухудшению правового положения головных организаций.
3. Подпунктом "в" пункта 18 Правил предусмотрен критерий, согласно которому юридическое лицо относится к головной организации, если доля его участия в собственном уставном капитале составляет более 50 процентов. Применение указанного критерия на практике не является однозначным, в частности, в следующих случаях.
Согласно статье 271 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" для собственных акций, принадлежащих акционерному обществу, предусмотрен специальный правовой режим, в соответствии с которым такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, не признаются в целях указанного федерального закона находящимися в обращении, по ним не начисляются дивиденды, что исключает возможность реализации акционерным обществом прав по собственным акциям, принадлежащим такому обществу. Таким образом, учет доли участия юридического лица в собственном уставном капитале более 50 процентов (подпункт "в" пункта 18 Правил) в качестве критерия его отнесения к головной организации группы предприятий избыточен, поскольку не может являться свидетельством наличия либо отсутствия прав по осуществлению контроля и (или) прав давать иные обязательные для исполнения указания.
Указанный критерий используется в случаях, для которых он не должен быть определяющим: при определении в качестве головной организации юридического лица, доля участия которого в собственном уставном капитале составляет более 50 процентов и которое фактически подконтрольно другому юридическому лицу с долей участия менее 50 процентов , либо при определении в качестве головной организации юридического лица, доля участия которого в собственном уставном капитале составляет более 50 процентов и все иные участники которого с незначительными долями являются физическими лицами.
Для формирования однозначной и достоверной практики применения критериев отнесения юридического лица к головной организации проектом постановления указанный критерий, установленный подпунктом "в" пункта 18 Правил, предлагается признать утратившим силу.
4. Проектом постановления предусматривается приведение положений, предусмотренных подпунктом "г" пункта 18 Правил в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими возможность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований наряду с Российской Федерацией выступать участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством, включая реализацию права вхождения в состав участников юридического лица.
Проект постановления содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
В проекте постановления не содержатся сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и его принятие не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.