Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 274н"
(подготовлен Минфином России 05.09.2023 г.)
В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123)*(1), согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, положения настоящего приказа применяются при организации учетной политики начиная с 1 января 2024 года.
Министр |
А.Г. Силуанов |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от "___" ________ 202__ г. N ___
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 274н
1. В пункте 2 слова "а также" заменить словами ", включая основные требования по организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, основные требования к графику документооборота и (или) порядку взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета, согласно приложениям N1 и N2 к настоящему Стандарту, а также".
2. Дополнить приложением N 1 "Основные требования по организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
3. Дополнить приложением N 2 "Основные требования к графику документооборота и (или) порядку взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
-------------------------------------------
*(1) С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57414), от 30 сентября 2021 г. N 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2021 г., регистрационный N 55140).
Приложение N 1
к изменениям, которые вносятся в федеральный стандарт
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
"Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
утвержденный приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н
"Приложение N 1
к федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
утвержденному приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н
Основные требования
к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливаются в целях обеспечения единства системы требований к организации ведения бухгалтерского учета в части определения в рамках учетной политики субъекта учета порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - инвентаризация).
Основной целью инвентаризации является подтверждение соответствия фактического наличия у субъекта учета объектов бухгалтерского учета данным об активах и обязательствах, иных объектов бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики с учетом общих требований, установленными настоящим Стандартом (далее - Требования).
2. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 231н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2017 г., регистрационный N 45111) *(1) и Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 г. N 731.
II. Требования к порядку проведения инвентаризации
3. При проведении инвентаризации фактическое наличие объектов бухгалтерского учета должно выявляться по всем являющимся объектами этой инвентаризации активам и обязательствам, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество (имущественные права, в том числе других лиц) и обязательства, а также иные объекты бухгалтерского учета, данные о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчётности (далее - объекты инвентаризации) .
4. Решение о проведении инвентаризации принимается руководителем субъекта учета с обязательным отражением наименование комиссии (ее состав), ответственных за проведение инвентаризации, перечня объектов инвентаризации, даты на которую и период в течении которого проводится инвентаризация, иные реквизиты, предусмотренные унифицированной формой Решения о проведении инвентаризации.
В случаях проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим и иными федеральными, а также отраслевыми стандартами бухгалтерского учета государственных финансов обязательной инвентаризации перечень объектов инвентаризации в Решении о проведении инвентаризации отражается перечень объектов инвентаризации, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.
Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, с учетом положений настоящий требований.
Сроки, порядок обязательного проведения инвентаризации и перечень объектов бухгалтерского учета, подлежащих инвентаризации устанавливаются субъекта учета при формировании его учетной политики.
5. Фактическое наличие объектов инвентаризации должно определяться:
5.1. в отношении материальных ценностей, отражаемых в составе активов, подлежащих отражению на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности - путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра (далее - методы осмотра), если иное не установлено настоящими требованиями. В случае, когда применение методов осмотра выявления фактического наличия отдельных видов имущества не представляется возможным без существенных затрат или невозможно, допускается применение альтернативных методов выявления фактического наличия объектов таких активов (имущества), обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация, фиксация (протоколирование) факта осуществления объектом имущества соответствующей функции (например: передачи данных, осуществление предупреждения при навигации (маяки) и т.д.);
5.2. в отношении нематериальных активов, капитальным вложениям в нефинансовые активы, при условии отсутствия результата вложений, выраженных в виде материальных ценностей, безналичным денежным средствам, металлах на счетах в кредитных организациях, иным финансовых активов, включая дебиторскую задолженность, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, учитываемых на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности - путем проверки документов, проведение сверки с государственными (муниципальными) реестрами, в том числе посредством интеграции с государственными (муниципальными) информационными системами, а также проведение расчетов.
При проведении инвентаризации должны быть созданы условия, обеспечивающие полное и точное выявление фактического наличия объектов инвентаризации (в частности, обеспечение работниками, исправными техническими и транспортными средствами, средствами связи и коммуникаций, весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
6. При проведении инвентаризации должна быть обеспечена обоснованная квалификация выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием объектов (их состоянием) и данными регистров бухгалтерского учета (далее - результаты инвентаризации). Для целей настоящих требований под квалификацией результатов инвентаризации понимается определение:
а) объектов, оказавшихся в излишке;
б) активов и активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли, а также имущества выбывшего из владения, пользования и распоряжения вследствие его гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (далее вместе - недостача активов);
в) объектов непригодных для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, иных объектов не соответствующих критериям активов или обязательств, в том числе наличия оснований для реклассификации объектов, признания сомнительной дебиторской задолженности, задолженности безнадежной к взысканию, для списания обязательств, условий обесценения активов;
г) наличия пересортицы активов, обязательств, наличия оснований для доначисления или досписания объектов бухгалтерского учета;
д) наличия оснований для возмещения недостачи активов.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета (далее - результаты инвентаризации) подлежат отражению в бюджетном (бухгалтерском) учете субъекта учета на основании первичных учетных документов, позволяющих отразить факты хозяйственной жизни, связанные с излишками или недостачей объектов инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия в случаях, установленных порядком проведения инвентаризации имущества принимает решение о списании имущества, устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества, а также решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества.
7. Сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации подлежат оформлению документами (в частности, инвентаризационные описи, акты о результатах инвентаризации) (далее - документы инвентаризации).
Документы инвентаризации составляются, хранятся в соответствии с требованиями, установленными для первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с учетом положений настоящих требований и иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Результаты инвентаризации подлежат отражению на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета на основании соответствующих первичных учетных документов, сформированных комиссиями субъекта учета:
III. Обязательное проведение инвентаризации
11. Проведение инвентаризации обязательно:
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
при смене ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности;
при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;
при ликвидации организации;
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъект учета вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств - один раз в три года по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (главным распорядителем бюджетных средств).
12. Инвентаризации подлежат следующие объекты бюджетного (бухгалтерского) бухгалтерского учета:
активы;
обязательства;
источники финансирования деятельности субъекта учета;
объекты бухгалтерского учета субъекта учета (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета государственных финансов не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
имущество, имущественные права, обязательства, не учтенные субъектом учета.
13. Для обязательного проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия субъекта, учета, если иное не предусмотрено настоящими требованиями.
При большом объеме работ для одновременного обязательного проведения инвентаризации всех объектов могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Распределение обязанностей между такими комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем субъекта учета.
14. Не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией.
15. Отсутствие одного и более членов инвентаризационной комиссии при обязательном проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Изменение состава инвентаризационной комиссии, в том числе в связи отсутствием члена комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка) после начала проведения инвентаризации, не допускается.
В обособленных структурных подразделениях, расположенных в отдаленных районах вне места нахождения головного учреждения (сельских и прочих местностях) и имеющих небольшую штатную численность сотрудников, допускается отсутствие во время проведения инвентаризации не более одного члена инвентаризационной комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка, исполнение государственных обязанностей);
16. Допускается не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации в следующих случаях:
если работниками субъекта учета являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) либо только руководитель;
если инвентаризация проводится ревизионной комиссией субъекта учета при условии, что его уставом предусмотрено создание такого органа, а также уставом либо иными документами субъекта учета на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.
В случае, если для обязательного проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия не создается, установленные Требования и полномочия инвентаризационной комиссии исполняет лицо (лица), на которое (которые) возложено обязательное проведение инвентаризации.
17. Инвентаризация активов, относящихся к основным средствам и капитальным вложениям в них, запасам, наличным денежным средствам и денежным документам, и иных аналогичных активов проводится по местонахождению этих активов и каждому ответственному лицу.
Выявление фактического наличия активов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, производится при обязательном присутствии ответственных лиц. Не допускается определять фактическое наличие активов со слов ответственных лиц или по данным регистров бухгалтерского учета.
18. Фактическое наличие (количество) активов, относящихся к запасам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, допускается определять на основании документов с обязательным пересчетом количества упаковок и проверкой части этих активов в натуре на выборочной основе.
19. Фактическое наличие (вес или объем) активов, относящихся к навалочным запасам, допускается определять на основании обмеров и технических расчетов.
20. До начала проверки фактического наличия активов инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации первичные учетные документы, на основании которых отражается движение активов в регистрах бухгалтерского учета (в частности, приходные и расходные документы, отчеты о движении активов). Председатель инвентаризационной комиссии визирует такие документы с указанием "до инвентаризации на "________" (дата)".
21. Ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все первичные учетные документы, на основании которых отражается движение активов в регистрах бухгалтерского учета, сданы в бухгалтерскую службу экономического субъекта или переданы инвентаризационной комиссии, и все активы, вверенные им для хранения или использования, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают лица, получившие денежные средства в подотчет или доверенности на получение активов.
22. При инвентаризации большого количества активов, относящихся к весовым товарам, документ, оформляющий результаты перевеса таких товаров, ведется раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и ответственным лицом. В конце рабочего дня (или по окончании перевеса) данные этих документов сличают, и выверенный итог вносится в документы, содержащие сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации.
23. В случае если инвентаризация активов проводится в течение нескольких дней, то доступ в места, где находятся такие активы (в частности, помещения складов, кладовых секций, иных соответствующих структурных подразделений), в отсутствие инвентаризационной комиссии должен быть ограничен (в том числе помещения опечатаны, установлена сигнализация или видеонаблюдение).
24. В случае если после инвентаризации ответственное лицо обнаружило ошибку в документе, содержащем сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, такое лицо должно немедленно (в частности, до открытия помещения склада, кладовой, секции, иного соответствующего структурного подразделения) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку данного заявления и в случае подтверждения его производит исправление ошибки в документе, содержащем сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации.
25. Документ на бумажном носителе, содержащий сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, не должен содержать незаполненные строки. В случае если на последней странице такого документа остаются незаполненные строки, эти строки должны быть прочеркнуты.
26. Исправление ошибок в документе инвентаризации, содержащем сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, должно быть удостоверено подписями всех членов инвентаризационной комиссии и соответствующего ответственного лица.
27. К документам инвентаризации приобщаются, в частности:
акты обмеров, технические расчеты, документы, оформляющие результаты перевеса весовых товаров;
предоставленные ответственными лицами объяснения о допущенной пересортице;
предоставленные инвентаризационной комиссии объяснения причин, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине ответственных лиц, не отнесена на виновных лиц.
-------------------------------------------
*(1) С изменением, внесенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2020 г. N 116н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2020 г., регистрационный N 60069).
Приложение N 2
к изменениям, которые вносятся в федеральный стандарт
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
"Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
утвержденный приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н
"Приложение N 2
к федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
утвержденному приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н
Основные требования к графику документооборота и (или) порядку взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливаются в целях обеспечения единства системы требований к организации ведения бухгалтерского учета в части определения в рамках учетной политики субъекта учета графика документооборота и (или) порядка взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета требования устанавливаются к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете организаций бюджетной сферы (далее - документооборот в бухгалтерском учете).
2. Для целей настоящих требований:
2.1. Под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;
2.2. Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в субъекте учета, уполномоченном органе по ведению бухгалтерского учета (централизованной бухгалтерией) с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).
II. Требования к графику документооборота
3. Документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем субъекта учета.
Общая часть графика документооборота в целях обеспечения его выполнения и недопущения нарушений, связанных с ведением бюджетного (бухгалтерского) учета при наличии в бухгалтерии (централизованной бухгалтерии) информации, связанной с фактами хозяйственной жизни, по которым своевременно не представлены субъектом учета (субъектом централизованного учета) в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию) первичные учетные документы должна содержать основные положения единого порядка взаимодействия между субъектом учета (централизованного учета) и бухгалтерией (централизованной бухгалтерией) в части представления первичных учетных документов (порядок направления требования бухгалтерией (централизованной бухгалтерией) субъекту учета (централизованного учета) о необходимости представления в письменной форме требования о предоставлении первичных учетных документов).
4. Организация документооборота в бухгалтерском учете должна обеспечивать:
своевременное отражение объектов бухгалтерского учета в бюджетном (бухгалтерском) учете, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
предотвращение несанкционированного доступа к документам бухгалтерского учета;
правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бюджетном (бухгалтерском) учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота;
график документооборота утверждается в рамках учетной политики (Единой учетной политики при централизации учета) субъекта учета (уполномоченной организации - централизованной бухгалтерии);
5. Обязательные общие требования к содержанию информации в графике документооборота:
наименование первичных (сводных) учетных документов (далее - документы) и (или) информации, которые передаются между структурными подразделениями или субъектом централизованного учета и уполномоченной организацией- централизованной бухгалтерией (например, Решение о проведении инвентаризации);
сроки передачи документов и (или) информации;
ответственный за подготовку и направление документов и (или) информации (например, субъект учета);
вид представляемых документов и (или) информации (например, электронный или на бумажном носителе);
сроки направления, рассмотрения и утверждения документов и (или) информации;
должностное лицо, подписывающее документ и (или) информацию;
сроки обработки информации, представления и преобразования информации;
результат преобразования информации (например, формирование проектов инвентаризационных описей);
назначение информации (кому и в какой срок направляется обработанная информация). (например, инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации).
6. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт бухучета для организаций госсектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" планируется дополнить требованиями:
- к организации инвентаризации активов и обязательств, проводимой для обеспечения достоверности данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- к графику документооборота и (или) порядку взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухучета.
Поправки применяются при организации учетной политики начиная с 1 января 2024 г.