Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, ЖК РФ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта (далее - сводный отчет) основаниями для разработки законопроекта являются поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 5 июня 2023 г. N МХ-П49-7176, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 20-п по делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова (далее - постановление КС РФ N 20-п).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целями законопроекта являются:
- обеспечение на законодательном уровне жилищных прав граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чьи жилые помещения находятся в многоквартирных домах (МКД), признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе в случае, при котором такие жилые помещения подлежат изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен МКД, в котором находятся такие жилые помещения, для государственных или муниципальных нужд, и не имеющих иных пригодных для постоянного проживания жилых помещений;
- уравнивание в правах граждан, которые признаны малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, и граждан, признанных малоимущими и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чьи жилые помещения находятся в МКД, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе в случае, при котором такие жилые помещения подлежат изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен указанный МКД, для государственных или муниципальных нужд, не имеющих иных пригодных для постоянного проживания жилых помещений, в части предоставления жилых помещений по договору социального найма указанным категориям граждан вне очереди.
Законопроект и сводный отчет размещены разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID законопроекта: 02/04/05-23/00138779) в целях проведения публичных обсуждений законопроекта и сводного отчета в период с 31 мая по 21 июня 2023 года.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского и сельского поселения, муниципального и городского округа в том числе отнесены вопросы обеспечения проживающих на указанных территориях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением КС РФ N 20-п части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ признаны не соответствующими статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав МКД, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
В связи с чем КС РФ постановил внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, с тем чтобы обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав граждан, относящимся к вышеуказанной категории, учитывая при этом необходимость баланса интересов всех лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также актуальное и прогнозируемое положение дел с жилищным фондом, который может быть использован для этих целей.
Так, законопроектом предусматривается:
1) внеочередное предоставление по договору социального найма благоустроенного жилого помещения*(1) собственникам жилых помещений в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, не имеющим иного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, являющимся малоимущими и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, когда по заявлению таких граждан взамен жилых помещений, подлежащих изъятию, может быть предоставлено возмещение за жилое помещение в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 32 ЖК РФ;
2) предоставление помещений маневренного фонда вышеуказанным гражданам (пункт 1), до предоставления жилых помещения по договору социального найма;
3) внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в том числе в связи с признанием МКД, в котором находятся такие жилые помещения, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам анализа, проведенного разработчиком, в отношении актуального и прогнозируемого положения дел с жилищным фондом, который может быть использован для целей внеочередного предоставления указанным гражданам жилых помещений по договору социального найма, выявлена необходимость в финансировании из муниципальных бюджетов в размере 12,1 млрд рублей (оценка предоставлена исходя из частично имеющейся у разработчика информации в отношении субъектов Российской Федерации).
Одновременно с этим в рамках реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" предусмотрено ежегодное софинансирование мероприятий по переселению из аварийного жилья за счет средств федерального бюджета исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, устанавливаемого Минфином России.
По состоянию на 2023 год прогнозный объем финансирования из федерального бюджета обязательств по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан составит 6,56 млрд рублей (54,2% от общей потребности муниципальных бюджетов).
На основании чего некомпенсируемые расходы муниципальных бюджетов могут составить порядка 5,54 млрд рублей.
Таким образом, по итогам проведенной оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии в законопроекте положений, приводящих к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) По нормам предоставления площади жилого помещения на собственника и членов его семьи в соответствии со статьями 50, 53, 57 и 58 ЖК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.