Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(подготовлен Минюстом России 14.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1.32 паспорта федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды".
Статьей 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) определен исчерпывающий порядок предоставления свиданий подозреваемому и обвиняемому с защитником. Положениями данной статьи закреплено, что свидания с защитником предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ), и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.
Введение режима особых условий и установление ограничений в местах содержания под стражей, в том числе возникновение пандемий и эпидемий, аналогичных распространению заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией COVID-19, осложняет реализацию права подозреваемых и обвиняемых на оказание юридической помощи.
По данным ФСИН России, в период введения в учреждениях уголовно-исполнительной системы противоэпидемиологических ограничений только в ФСИН России поступило свыше 70 обращений от адвокатов (защитников), касающихся порядка предоставления свиданий при установлении указанных ограничений.
С учетом изложенного, в целях исключение нарушения прав подозреваемых и обвиняемых на получение юридической помощи и повышения эффективности применения законодательства положениями законопроекта предусматривается, что в следственном изоляторе свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут проводиться в режиме видеоконференц-связи по заявлению подозреваемого или обвиняемого и с согласия защитника при наличии в следственном изоляторе технической возможности и помещений, необходимых для его проведения, а также при условии соблюдения конфиденциальности указанных свиданий и сохранения адвокатской тайны.
Проведение свиданий с защитниками посредством видеоконференц-связи как в случае введения режима особых условий, так и при иных случаях и нормальном функционировании учреждений следственных изоляторов положительно скажется на обеспечении прав подозреваемых и обвиняемых на юридическую защиту и уменьшению времени предоставления свиданий, а также снижению нагрузки на личный состав сотрудников данных учреждений.
Организация указанных свиданий будет оказываться путем оборудования на территории следственных изоляторов отдельных кабинета для защитника и кабинета для подозреваемого или обвиняемого, которому оказывается юридическая помощь или защита в рамках уголовного процесса. Указанные помещения оборудуются двусторонней видеосвязью с обеспечением конфиденциальности проведения переговоров в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона N 103-ФЗ.
Кроме того, в кабинете защитника будет предусмотрена необходимая мебель (стол, стул, вешалка и т.д.), а также обеспечена локализация технического оборудования и ограничение доступа третьих лиц в указанное помещение.
Для проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых в режиме видеоконференц-связи с защитником предполагается использование как действующих кабинетов следователей и адвокатов, так и выделение отдельных помещений, оборудование которых предполагается по аналогии с кабинетом защитника и креплением в них предметов мебели к полу.
В порядке предоставления свидания с защитником, который будет утверждаться актом Правительства Российской Федерации, предполагается предусмотреть, что в кабинете для защитника будет находиться устройство, позволяющее осуществлять двустороннюю видеосвязь с подозреваемым или обвиняемым (видеотелефон или компьютер, оборудованный видеокамерой, микрофоном и звуковоспроизводящим устройством).
Согласно положениям законопроекта предоставление обозначенных свиданий будет осуществляться при наличии технической возможности и помещения, необходимого для их проведения, в связи с чем его реализация не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования в связи с необходимостью разработки постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым с защитником в режиме видеоконференц-связи, а также внесения изменений в иные нормативные правовые акты.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.