Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 15.09.2023 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 833; 2009, N 1, ст. 17; N 26, ст. 3121; N 52, ст. 6441; 2010, N 32, ст. 4298; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 19, ст. 2281; 2015, N 27, ст. 3946; 2016, N 10, ст. 1323; N 15, ст. 2066; 2017, N 1, ст. 6; 2018, N 7, ст. 976; N 17, ст. 2420; N 24, ст. 3416; 2019, N 27, ст. 3535; N 42, ст. 5801) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) дополнить абзацами следующего содержания:
"туристская тропа - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности или по искусственным сооружениям, используемая для организации движения туристов и экскурсантов, обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), предназначенная для передвижения пешком или посредством велосипедов, лыж, верховой езды.;
маркировка тропы - система информационных знаков и специальных условных обозначений, которые устанавливают на местности, наносят на различные объекты и предметы для идентификации туристской тропы и связанной с ней туристской инфраструктуры в целях навигации передвижения по такой тропе, обеспечения безопасности на такой тропе и информирования об объектах туристского показа и иных объектах.";
2) в статье 3.1:
а) дополнить абзацами следующего содержания:
" утверждение требований к маркировке туристских троп;
установление порядка формирования и ведения единого перечня туристских троп;
утверждение состава сведений, подлежащих включению в единый перечень туристских троп;
формирование и ведение единого перечня туристских троп.";
3) абзац четвертый статьи 3.2 дополнить словами ", в том числе утверждение паспорта туристской тропы в случае, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.";
4) статью 3.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"утверждение паспорта туристской тропы в случае, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.";
5) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
"Статья 13.1. Туристские тропы Российской Федерации
Создание и эксплуатация туристской тропы осуществляется на основании утвержденного паспорта туристской тропы.
Требования к созданию, использованию и управлению туристскими тропами, в том числе требования к определению границ тропы, условий ее размещения, в том числе размещения сооружений и элементов обустройства, перечень элементов обустройства туристских троп, требования к составу и содержанию паспорта туристской тропы, порядок его разработки, согласования, утверждения и внесения изменений в паспорт туристской тропы, виды туристских троп, критерии отнесения туристской тропы к соответствующей категории сложности, требования к лицу, осуществляющему управление туристской тропой, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Создание, использование и управление туристской тропы на особо охраняемой природной территории осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Сведения о созданной туристской тропе подлежат включению в единый перечень туристских троп в соответствии с утвержденным паспортом туристской тропы, за исключением туристкой тропы, созданной на особо охраняемой природной территории. Сведения о туристской тропе, созданной на особо охраняемой природной территории, подлежат включению в единый перечень туристских троп на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления или иного лица, в ведении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Лицо, осуществляющее управление туристской тропой, обязано обеспечить надлежащее содержание туристской тропы.
Туристские тропы могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных гражданам или юридическим лицам в аренду или в безвозмездное пользование, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 2
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; 2011, N 30, ст. 4563, 4605; 2014, N 26, ст. 3377; 2017, N 30, ст. 4457; 2018, N 32, ст. 5134, 5135; 2019, N 52, ст. 7795; 2022, N 29, ст. 5251) следующие изменения:
1) в статье 39.10:
пункт 2 дополнить подпунктом 25 следующего содержания:
"25) лицу, осуществляющему управление туристской тропой, для создания и эксплуатации туристской тропы.";
2) в статье 39.33:
а) пункт 1 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:
"10) размещение туристских троп.";
б) в пункте 2 слова "в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1" заменить словами
"в подпунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 пункта 1";
в) пункт 1 статьи 39.34 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) в целях обеспечения создания и эксплуатации туристских троп.";
2) в пунктах 2 и 3 статьи 98 слово "учебно" исключить.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. Сведения о туристских тропах, созданных до даты вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат включению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в единый перечень туристских троп на основании утвержденного паспорта туристской тропы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации.
Туристские маршруты, требующие сопровождения инструктором-проводником, могут проходить по туристским тропам в случае включения таких троп в единый перечень туристских троп.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2022 г. N ДЧ-П8-15233 (пункт 9), данным во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 25 августа 2022 г. N Пр-1496.
Целью законопроекта является обеспечение правового регулирования создания системы туристских троп в Российской Федерации,в том числе создания условий для формирования единообразных правил обустройства и обеспечения туристских троп объектами сопутствующего сервиса.
В Российской Федерации экологический туризм рассматривается как приоритетное направление, ведь именно экологические формы позволяют использовать дикую природу как основной ресурс отдаленных, нетронутых хозяйственной деятельностью, слабо обеспеченных туристской инфраструктурой регионов. Сложившаяся экологическая обстановка, особенно в крупных и промышленных городах, обуславливает потребность населения в экологических формах природной рекреации.
В Российской Федерации природные территории выступают важнейшим туристским ресурсом, и его правильное использование и продвижение получает приоритетную актуальность в связи с вопросами стимулирования внутреннего туризма.
На фоне меняющегося образа жизни, социально-экономических условий и взаимоотношений в системе "человек - окружающая среда" представляется, что развитие системы туристских троп в Российской Федерации является одним из важнейших направлений устойчивого развития туризма.
Национальные тропы существуют по всему миру, они объединяют все разнообразие интересов: активный туризм, паломничество, спорт, экстрим, экологию, гастрономию, оздоровление, просто отдых и развлечения. В одних странах они пересекают всю страну от края до края, а в других создают плотную разветвленную сеть.
Развитие системы туристских троп и обеспечение условий для их создания и эксплуатации оказывает положительное влияние на развитие экологически безопасного и устойчивого туризма на природных территориях.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет единой системы туристских троп, отсутствует единое регулирование создания и эксплуатации туристских троп, что приводит к неэффективному использованию ресурсов, не позволяет экономически развивать экологический туризм на территории Российской Федерации и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Создание системы туристских троп и введение правового регулирования в отношении туристских троп направлено на достижение следующих целей:
оздоровление населения;
приоритет природоохранной специфики и антропогенной нагрузки на территорию;
минимизация негативного воздействия на природные экологические системы;
природоохранное обустройство территорий (троп);
создание условий для развития эколого-просветительской,научно-познавательной, рекреационной, туристической и инвестиционной деятельности.
Для достижения указанных целей законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации.
Определение туристской тропы в качестве туристского ресурса позволит обеспечить условия для создания троп, в том числе путем внесения изменений в земельное законодательство Российской Федерации, предусматривающих обеспечение возможности размещения туристских троп на земельных участках.
При этом законопроектом предусматривается возможность создания и эксплуатации туристских троп как на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных гражданам или юридическим лицам в аренду или в безвозмездное пользование, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, так и с помощью режима использования земельных участков без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Законопроектом предусматривается определенные правила создания туристической тропы.
Так, предлагается для создания туристской тропы разработать паспорт туристской тропы.
Законопроектом предусматривается, что сведения о созданных туристских тропах подлежат включению в единый перечень туристических троп, ведение которого будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит обеспечить развитие устойчивого туризма в Российской Федерации путем развития системы туристских троп и сопутствующих объектов надлежащего качества, повысить уровень предоставляемых туристических услуг, обеспечить минимизацию негативного воздействия на природные экологические системы, создать условия для развития эколого-просветительской, научно-познавательной и рекреационной деятельности малого и среднего бизнеса.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению,а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к созданию и использованию туристских троп, в том числе требования к определению границ тропы, условий ее размещения, в том числе размещения сооружений и элементов обустройства, видов туристских троп, критериев отнесения туристской тропы к соответствующей категории сложности, требований к лицу, осуществляющему управление туристской тропой ".
Основание - установление в реализацию статьи 13.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона единых требований к созданию и эксплуатации туристских троп и маркировки троп на территории Российской Федерации с учетом видов туристских троп.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к составу и содержанию паспорта туристской тропы, порядка разработки проекта туристской тропы, его согласования, утверждения и внесения изменений в паспорт туристской тропы".
Основание - утверждение в реализацию статьи 13.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона требований к составу и содержанию паспорта туристской тропы, порядка разработки паспорта туристской тропы, его согласования, утверждения и внесения изменений в паспорт туристской тропы.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России
3. Для обеспечения действия норм Федерального закона потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка формирования и ведения единого реестра туристских троп".
Основание - утверждение в реализацию статьи 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона правил по формирования и ведения единого реестра туристских троп
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России
2) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в единый перечень туристских троп"
Основание - утверждение в реализацию статьи 3.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) состава сведений, подлежащих включению в единый перечень туристских троп
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
3) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к маркировке туристских троп"
Основание - утверждение в реализацию статьи 13.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона) состава сведений, подлежащих включению в единый перечень туристских троп
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России
Планируемый срок разработки - в течение 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.