Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы"
(подготовлен Минприроды России 20.09.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы" (далее - Проект постановления, Проект изменений, Положение, соответственно) разработан с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 10.07.2023 N 305-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 305-ФЗ) в Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), а также по предложениям Росприроднадзора.
Так, Законом N 305-ФЗ пункт 1.1 статьи 14 Закона N 174-ФЗ изложен в новой редакции, которой установлены случаи непредставления материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), проводимой по принципу "одного окна", в электронной форме - если документы и материалы, необходимые для проведения ГЭЭ проектной документации, государственной экспертизы проектной документации, содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения.
Учитывая изложенное, для аналогичных случаев (если документы и материалы, необходимые для проведения ГЭЭ, содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) пунктами 1, 5 Проекта изменений предусматривается установить в пункте 6 и абзаце первом пункта 28 Положения исключение требований о представлении в электронном виде материалов на ГЭЭ, а также о направлении заключения ГЭЭ в электронном виде заказчику.
Также, учитывая внесенные Законом N 305-ФЗ изменения в абзац первый пункта 3, пункт 4 статьи 14 Закона N 174-ФЗ в части определения начала срока проведения ГЭЭ и срока проведения ГЭЭ, пунктами 2, 3 Проекта изменений вносятся соответствующие изменения в абзац первый пункта 10 и абзац второй пункта 12 Положения.
По предложениям Росприроднадзора пунктом 4 Проекта изменений предусмотрено закрепить, что заказчик ГЭЭ или его представитель на организационном заседании экспертной комиссии докладывает о характере намечаемой деятельности и об основных решениях, предусмотренных документацией, являющейся объектом ГЭЭ, а также не позднее 5 рабочих дней до дня завершения срока проведения ГЭЭ представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации документацию, являющуюся объектом ГЭЭ и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду, в редакции, учитывающей все материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объекта экологической экспертизы, направленные в период проведения ГЭЭ в соответствии с запросами, предусмотренными пунктом 7 Положения.
Согласно информации Росприроднадзора, активное участие уполномоченных представителей заказчика, в том числе посредством предоставления информации на организационном заседании, необходимо для всесторонней и объективной оценки объектов экспертизы при проведении ГЭЭ и будет способствовать формированию положительных заключений ГЭЭ по результатам ее проведения.
Росприроднадзором отмечается, что в настоящее время согласно статистическим данным Росприроднадзора участие представителей заказчика ГЭЭ в организационных заседаниях экспертных комиссий, образуемых приказами Росприроднадзора (его территориальных органов), составляет порядка 40% от общего количества организованных и проведенных заседаний.
По мнению Росприроднадзора, информирование заказчиком экспертной комиссии о характере намечаемой деятельности позволит сконцентрировать внимание экспертной комиссии на основных решениях, содержащихся в документации, являющейся объектом оценки ГЭЭ.
Согласно статье 1 Закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Требованиями статьи 16 Закона N 174-ФЗ установлено, что эксперт ГЭЭ вправе заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на ГЭЭ дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ.
В соответствии с требованиями статьи 26 Закона N 174-ФЗ заказчики ГЭЭ наделены правом представления пояснений, замечаний, предложений в письменной или устной форме относительно объектов ГЭЭ.
При этом согласно информации Росприроднадзора, в силу существа оценки в рамках ГЭЭ, а также нацеленности экспертных комиссий на исключение несоответствия оцениваемой документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, возможно неоднократное представление заказчиками ГЭЭ указанных пояснений, замечаний, предложений.
Указанные обстоятельства, по данным Росприроднадзора, приводят к ошибкам в расчетах, необоснованным решениям при разработке документации, допускаемым заказчиком в рамках представления пояснений, замечаний, предложений, а также, в силу направляемых дополнений, к несоответствиям существа решений в различных разделах документации, и, как следствие, к повышению рисков установления экспертными комиссиями несоответствия представленной на ГЭЭ документации требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
Кроме того, проект федерального закона N 416487-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), разработанный Минприроды России и находящийся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, содержит норму, предусматривающую возможность внесения изменений в документацию в целях устранения замечаний экспертов экспертной комиссии ГЭЭ в процессе проведения ГЭЭ в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня завершения экспертизы.
Норма, предусмотренная абзацем четвертым пункта 4 Проекта изменений, направлена на развитие вышеуказанных положений Законопроекта.
Росприроднадзором отмечается, что проектируемая норма направлена на оптимизацию процедуры оценки, проводимой в рамках ГЭЭ, и позволит существенно снизить риски заказчиков ГЭЭ в части получения отрицательных заключений ГЭЭ.
Анализ правоприменительной практики Росприроднадзора подтверждает необходимость принятия Проекта постановления.
Учитывая положения Федерального закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", вступление в силу Проекта постановления проектируется с 01.09.2024.
Предлагаемые Проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Социально-экономические, финансовые и иные последствия реализации Проекта постановления, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируются.
Принятие Проекта постановления не потребует увеличения численности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Реализация норм Проекта постановления не повлечет выделение дополнительных ассигнований или сокращения доходной части из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В Проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора) и ГЭЭ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.