Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании на территории городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.09.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании на территории городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны", на основании заявки Правительства Ставропольского края, Администрации городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края о создании на территории городского округа города-курорта Кисловодска Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Солнечная долина" (далее соответственно - ОЭЗ, Заявка, ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина") в целях формирования современного туристско-медицинского кластера международного уровня, с развитым лечебно-оздоровительным, внутренним и въездным международным туризмом, обеспечивающим эффективное использование рекреационного потенциала и природных лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод, а также содействия развитию экономики и увеличения инвестиционной привлекательности Ставропольского края.
Заявка соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны":
1. Городской округ город-курорт Кисловодск (город-курорт Кисловодск) обладает исключительными естественными экономико-географическими конкурентными преимуществами и особенностями, включая географическое положение, климатические условия, освоенность территории и наличие квалифицированных трудовых ресурсов.
Город-курорт Кисловодск расположен в том же климатическом поясе, что и южный берег Крыма, Северная Италия и Южная Франция, и благоприятен для круглогодичного климатолечения.
Одним из главных конкурентных преимуществ является уникальное сочетание бальнеологических и горноклиматических ресурсов, достаточное для реализации инвестиционных проектов, соответствующих медицинским специализациям по лечению и профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, легочной, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной эндокринной и мочеполовой систем организма, заболеваний кожи, крови, глаза.
Хорошая транспортная доступность города-курорта Кисловодска определяется наличием железнодорожной ветки, по которой осуществляется грузовое, пригородное и межрегиональное пассажирское сообщение (в городе-курорте Кисловодске находится конечная станция участка железной дороги "Минеральные Воды - Кисловодск" Минераловодской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"), рассчитанное на большие объемы сообщениями пригородными поездами и поездами дальнего следования,а также близостью к международному аэропорту "Минеральные Воды" им. М.Ю. Лермонтова, крупнейшему аэропорту Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа.
Основой внешних связей города-курорта Кисловодска являются автомобильные дороги общего пользования федерального значения: А-157 "Минеральные Воды (аэропорт) - Кисловодск", Р-217 "Кавказ".
2. Цели создания ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" соответствуют федеральным и региональным документам стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
3. Совокупный дополнительный объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" должен достичь 8 748 млн рублей к концу 2033 года (за вычетом объема налога на добавленную стоимость, планируемого к возмещению резидентами ОЭЗ и управляющей компанией).
4. Получены письменные подтверждения от 4 потенциальных резидентов ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" о намерениях реализовать на ее территории свои инвестиционные проекты с объемом запланированных инвестиций накопленным итогом за 3 года 13 670 млн рублей, что превысит совокупный объем планируемых к привлечению в целях создания (развития) инфраструктуры ОЭЗ средств регионального бюджета (616 млн рублей). Всего в период с 2024 по 2033 годы потенциальными резидентами ОЭЗ планируется осуществить 29 384 млн рублей инвестиций, значение инвестиционного мультипликатора на конец 10-го года с момента создания ОЭЗ составит 47,7.
Средства федерального и местного бюджетов не предполагаются к привлечению в целях создания (развития) инфраструктуры ОЭЗ.
5. Согласно прогнозным показателям эффективности функционирования ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" к 2033 году объем осуществленных инвестиций потенциальных резидентов составит 29 384 млн рублей, количество созданных рабочих мест - 1 705 единиц, объем выручки потенциальных резидентов от продажи товаров, работ, услуг достигнет порядка 81 664 млн рублей.
В частности, на территории ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" планируется осуществить реализацию следующих инвестиционных проектов: "Строительство всесезонного семейного бальнеологического курорта высокой ценовой категории" (ООО "Мантера-Групп"), "Строительство санаторного курортного комплекса "Солнечный" на 400 номеров 5* в создаваемой особой экономической зоне в городском округе городе-курорте Кисловодске" (ООО "Санаторий "Солнечный"), "Строительство Гостиничного комплекса "SK Royal Кисловодск"" в создаваемой особой экономической зоне в городском округе городе-курорте Кисловодске" (ООО "ЦентрТоргПроект"), "Строительство гостиничного комплекса 4* в создаваемой особой экономической зоне в городском округе городе-курорте Кисловодске" (ИП Попов Сантро Димитриевич).
6. Согласно проведенной оценке ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина", значение показателя доходности равно 2,72, что превышает минимально допустимое для ОЭЗ ТРТ типа значение (не менее 1), значение показателя рентабельности 61,9 превышает минимально допустимое для ОЭЗ ТРТ типа значение (не менее 1), срок окупаемости ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" составляет 7 лет, что не превышает максимально допустимого значения для ОЭЗ ТРТ типа (не более 15 лет).
7. ООО "Курорты Кавказских Минеральных Вод" (далее - ООО "Курорты КМВ") выразило намерения осуществлять функции управляющей компании ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" и подтвердило в письменной форме наличие опыта создания и обеспечения функционирования объектов инфраструктуры, а также готовность заключить с Минэкономразвития России соглашение о создании ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" и об управлении указанной ОЭЗ и принять на себя соответствующие обязательства.
8. Территория инвестиционной площадки, предлагаемая к включению в состав ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина", в настоящее время находится лишь в процессе обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой для реализации инвестиционных проектов, так как включена в состав территории городского округа города-курорта Кисловодска недавно.
Учитывая профиль ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина", для обеспечения резидентов кадровыми ресурсами предполагается задействовать мощности организаций высшего и среднего профессионального образования, действующих на территории региона Кавказских минеральных вод и в целом Ставропольского края:
- в сфере туризма и гостиничного дела подготовку кадров осуществляет Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, филиал г. Пятигорск ), Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь), а также 14 организаций среднего профессионального образования на территории 10 различных муниципальных образований;
- в сфере здравоохранения подготовку кадров на территории края осуществляют Ставропольский государственный медицинский университет, ГБ ПОУ Ставропольского края "Кисловодский медицинский колледж", ФГБ ПОУ "Кисловодский медицинский колледж" Министерства здравоохранения Российской Федерации, АН ПОО "Межрегиональный медицинский колледж (г. Ессентуки).
- ГБ ПОУ "Кисловодский государственный многопрофильный техникум";
- ПОУ "Техникум Кисловодского гуманитарно-технического института".
9. Ставропольский край и городской округ город-курорт Кисловодск имеют успешный опыт реализации крупных инвестиционных проектов.
За период с 2017 по 2021 годы объем инвестиций в город-курорт Кисловодск составил 42,4 млрд рублей, в том числе 31,9 млрд рублей составили за счет внебюджетных источников (75% от общей суммы капиталовложений).
В указанный период было реализовано 156 инвестиционных проектов, в том числе 43 проекта с привлечением бюджетного финансирования, 113 за счет частного капитала. Создано 1226 новых рабочих мест, в том числе 739 в санаторно-курортной сфере, и введен в эксплуатацию 31 объект санаторно-курортного и гостиничного назначения вместимостью 1195 койко-мест, из которых наиболее крупные инвестиционные проекты:
- Строительство санатория "Арника" - стоимость проекта 750 млн рублей, вместимость 158 койко-мест, создано 120 новых рабочих мест;
- Строительство санатория "МайрВеда Резорт" - стоимость проекта 940 млн рублей, вместимость 180 койко-мест, создано 135 новых рабочих мест;
- Строительство санатория "Главные Нарзанные Ванны" - стоимость проекта 960 млн рублей, вместимость 60 койко-мест, создано 40 новых рабочих мест;
В 2021 году в иных сферах на территории Ставропольского края реализовано 273 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 260 млрд рублей.
По данным проектам освоено около 78 млрд рублей и создано свыше 2,35 тыс. рабочих мест, из которых наиболее крупные инвестиционные проекты в Ставропольском крае:
- в сфере "зеленой" энергетики - проекты АО "Ветро-ОГК", ООО "Энел Рус Винд Дженерейшн" на общую сумму порядка 35,7 млрд рублей;
- в сфере промышленности - проекты ООО "Ставролен", АО "Невинномысский Азот", ООО "Невинномысский гидрометаллургический завод" на общую сумму 26 млрд рублей;
- в сфере логистики - проекты ООО "Айдын Фрукт-Логистик", ООО "Озон Невинномысск 2" на общую сумму свыше 7,6 млрд рублей;
- в сфере сельскохозяйственных производств - проекты АО СХП "Кавказ", ООО "Солнечный дар", ООО "Ставропольская Фруктовая Долина" на общую сумму 26 млрд рублей;
- в санаторно-курортной отрасли - проекты ООО "Санаторий Источник г.Железноводск", ООО "Санаторий Источник г.Кисловодск"; ООО "Санаторий Плаза" на общую сумму более 6 млрд рублей.
Общая стоимость инвестиционных проектов действующих резидентов составляет 59,09 млрд рублей, из которых в настоящий момент осуществлено 50,61 млрд рублей инвестиций (85,6 %). Количество новых рабочих мест, запланированных резидентами к созданию, составляет 4 212 единиц, из них создано 2 298 новых рабочих мест (54,6 % от запланированного).
Отмечается стабильная положительная динамика роста объема инвестиций из всех источников финансирования.
10. На территории предполагаемой к созданию ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" имеется возможность подключения к инфраструктуре, расположенной на территории города-курорта Кисловодска, для чего необходимо строительство новых коммуникаций и обеспечивающей инфраструктуры.
Финансовое обеспечение мероприятий на создание инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина" предполагается осуществить за счет средств бюджета Ставропольского края в размере 616 млн. рублей до 2025 года. Вместе с тем регион планирует использовать действующие отраслевые и территориальные меры государственной поддержки.
11. В Заявке представлены проект планировки территории и перспективный план развития ОЭЗ, анализ экологических рисков проекта создания ОЭЗ ТРТ "Солнечная долина".
Принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Мероприятия, предусмотренные проектом постановления, реализуются в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "О государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.