Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об основных подходах к построению и реализации национального механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.09.2023 г.)
В целях обеспечения дальнейшей работы по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в соответствии с Основными направлениями развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 и реализации пункта 9.4 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4, основных направлений развития информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности на 2023 - 2024 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. N 955-р, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
основные подходы к построению и реализации национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
подходы по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и оператора национального механизма "единого окна" в Российской Федерации при реализации основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68, а также пункта 9.4 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4.
2. Установить, что:
взаимодействие пользователей и информационных систем в рамках национального механизма "единого окна" в Российской Федерации осуществляется на базе информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности;
оператором национального механизма "единого окна" в Российской Федерации является акционерное общество "Российский экспортный центр";
координацию работы по построению и развитию национального механизма "единого окна" в Российской Федерации осуществляет межведомственная рабочая группа по вопросу формирования цифровой экосистемы для поддержки экспорта, образованную распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2020 г. N594-р;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и оператора национального механизма "единого окна" в Российской Федерации осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации;
органом, ответственным за технико-технологическое обеспечение межведомственного электронного взаимодействия информационных систем уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках функционирования национального механизма "единого окна" в Российской Федерации в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Вопросы обеспечения информационной безопасности при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу шифрованной информации, подлежат согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах установленных полномочий.
Вопросы организации межведомственной координации и взаимодействия по вопросам технической защиты информации подлежат согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в пределах установленных полномочий.
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Реализация полномочий АО "Российский экспортный центр", предусмотренных настоящим постановлением, финансируется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 561 "О реализации основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3013).
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____ 20__ г. N ___
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Под национальным механизмом "единого окна" понимаются способы взаимодействия между сторонами - участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и иными лицами, участвующих в процессах внешней торговли и поставки товаров (далее - иные лица), которые позволяют указанным сторонам однократно представлять документы и сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования уполномоченными государственными органами, иными организациями и участниками ВЭД в соответствии с их компетенцией.
2. Построение национального механизма "единого окна" в Российской Федерации основывается на подходах и принципах, определенных в Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68, пункте 9.4 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4 и основных направлениях развития информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности на 2023 - 2024 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. N 955-р, с интеграцией мирового опыта создания современных механизмов "единого окна" с использованием прогрессивных решений и принимает во внимание положения международных стандартов и рекомендаций Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации.
3. Целью создания национального механизма "единого окна" является обеспечение потребностей отечественного рынка в скорости, удобстве и безопасности процедур международной торговли, создании благоприятных условий и конкурентоспособных решений для трансграничного взаимодействия в электронной форме в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), повышение эффективности государственного регулирования в сфере ВЭД, что подразумевает под собой формирование единой цифровой среды доверия, целостности и непротиворечивости данных, обеспечение благоприятных условий для сбора, хранения и обработки данных.
4. Национальный механизм "единого окна" в Российской Федерации создается и развивается на следующих базовых принципах:
а) принцип использования единого пропускного канала, в том числе при интеграции информационных ресурсов, для осуществления взаимодействия участников ВЭД с государственными органами и уполномоченными организациями в том числе с использованием сквозных цифровых технологий, а также иными интеграционными системами и платформами, функционирующими в рамках обеспечения ВЭД, обеспечения всех видов коммуникаций в сфере ВЭД (в том числе взаимодействие может быть реализовано между участниками ВЭД и иными лицами, государственными контролирующими органами;
б) принцип однократности представления (размещения) документов или сведений участника ВЭД, необходимых для принятия решения государственными органами или уполномоченными организациями в отношении совершаемой операции, независимо от числа органов и организаций, которым такие документы и сведения подлежат представлению в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии неизменности (актуальности) содержащихся в них сведений;
в) принцип многократности использования представленных участником ВЭД документов и сведений всеми государственными органами и уполномоченными организациями для целей принятия решений при осуществлении различных административных процедур и (или) услуг в сфере ВЭД, а также логистики и мер государственной поддержки;
г) принцип предоставления стандартизированных электронных документов (формализованных сведений), которые могут быть использованы различными государственными органами и уполномоченными организациями в процессе принятия решений на протяжении всего жизненного цикла поставки товаров (купля-продажа, учет, маркировка, логистика, транспортировка, прослеживаемость, налоговое администрирование и др.);
д) принцип открытости и прозрачности при предоставлении сведений о порядке и принципах взаимодействия участников ВЭД с государственными органами и уполномоченными организациями в связи с совершением внешнеэкономических операций;
е) принцип гибкости и адаптивности к быстрым технологическим изменениям при появлении новых технологий, изменении правового регулирования, а также изменении порядка и принципов осуществления административных процедур без потери целостности и устойчивости элементов национального механизма "единого окна" в Российской Федерации и их взаимосвязей;
ж) принцип обеспечения комплексной защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, неправомерного уничтожения и блокирования, нарушения целостности и конфиденциальности информации ограниченного доступа;
з) принцип соблюдения коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала известна оператору национального механизма "единого окна" в Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий;
и) принцип совершения любых действий и операций с предоставленными документами и сведениями в интересах и с согласия участника ВЭД и иных лиц на протяжении всего жизненного цикла поставки товаров;
к) принцип совместимости (интероперабельности) и стандартизации процессов информационного взаимодействия между государствами-членами Евразийского экономического союза через национальные механизмы "единого окна" в Российской Федерации, а также обеспечение возможности интеграции с внешними системами и цифровыми платформами на основе применения открытых стандартов с учетом национальных требований по информационной безопасности.;
л) принцип "единого механизма использования принятых решений по товару/субъекту ВЭД".
5. Реализация национального механизма "единого окна" в Российской Федерации осуществляется посредством поэтапного перехода к интеллектуальной обработке и анализу больших данных с одновременным обеспечением совместной работы всех участников цепочки поставок и государства в едином цифровом пространстве.
6. Национальный механизм "единого окна" в Российской Федерации предоставляет участникам ВЭД возможности широкого взаимодействия, в том числе трансграничного обмена документами и сведениями, с государственными органами и уполномоченными организациями (предоставление необходимых данных и совершение иных юридически значимых действий, получение решений государственных органов и уполномоченных организаций и т.д.), а также направлен в том числе на:
повышение качества и сокращение сроков предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;
упрощение административных процедур и повышение их эффективности;
сокращение стоимостных и временных издержек участников ВЭД и иных лиц, связанных с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления ВЭД;
упрощение технологии информационного взаимодействия участников ВЭД и иных лиц с государственными органами, регулирующими ВЭД;
повысить транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, связанных с ВЭД.
7. Информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна" в Российской Федерации осуществляется при посредничестве удостоверяющего центра, в том числе доверенной третьей стороны, обеспечивающего регистрацию и сертификацию ключей, используемых для осуществления информационного взаимодействия, позволяющего применять электронные документы, созданные в разных юрисдикциях, и обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность информации при ее обработке и хранении, а также при ее передаче с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
8. Результатом реализации национального механизма "единого окна" в Российской Федерации должно стать создание и развитие открытой устойчивой экосистемы (цифровой платформы) управления ВЭД, в том числе единой для всех видов пунктов пропуска и гармонизированной с подобными системами других стран для упрощения международного торгового оборота.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____ 20__ г. N ___
ПОДХОДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОПЕРАТОРА НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОДОБРЕННЫХ РЕШЕНИЕМ ВЫСШЕГО ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА ОТ 29 МАЯ 2014 Г. N 68, А ТАКЖЕ ПУНКТА 9.4 ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДО 2025 ГОДА, УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2021 Г. N 4
1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, регулирующими внешнеэкономическую деятельность (далее -ВЭД), участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), и иных лиц, участвующих в процессах внешней торговли и поставки товаров (далее - иные лица),
и оператора национального механизма "единого окна" в Российской Федерации (далее - Оператор) при реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, одобренных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 (далее - Основные направления), а также пункта 9.4 плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 4 (далее соответственно - Стратегия 2025, ЕАЭС).
2. Участниками национального механизма "единого окна" Российской Федерации являются:
а) Оператор;
б) пользователи национального механизма "единого окна" участники ВЭД, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и иные лица в рамках функционирования национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
3. Федеральные органы исполнительной власти и иные лица, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего приложения, обеспечивают:
а) реализацию в рамках компетенции организационно-технологических, правовых и технических мероприятий по переводу процедур в установленных сферах деятельности, обеспечивающих ВЭД, в цифровой формат, в том числе для возможности обмена юридически значимой информацией при осуществлении ВЭД;
б) интеграцию (информационное взаимодействие) в пределах полномочий с национальным механизмом "единого окна" в Российской Федерации;
в) оптимизацию процедур и бизнес-процессов в установленных сферах деятельности, в целях их наиболее эффективного и комфортного применения для участников ВЭД и уполномоченных государственных органов в рамках реализации национального механизма "единого окна" в Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего приложения, по согласованию с Оператором, обеспечивают:
а) описание процедур и бизнес-процессов в установленной сфере деятельности для перехода в цифровой формат и применения в рамках национального механизма "единого окна" Российской Федерации;
б) подготовку перечня документов и сведений, а также предложений по оптимизации и унификации их состава, необходимых для осуществления государственных и иных услуг (функций) в сфере ВЭД в цифровом формате;
в) подготовку в рамках компетенции предложений по разработке/проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих использование в сфере ВЭД национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
г) учет позиции делового сообщества при реализации подпунктов "б" и "в" настоящего пункта.
6. Оператор:
а) обеспечивает развитие информационной системы "Одно окно" цифровой платформы в рамках реализации национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
б) определяет принципы функционирования и архитектуру национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
в) обеспечивает использование единого механизма идентификации и аутентификации пользователями национального механизма "единого окна" в Российской Федерации с учетом положений актов ЕАЭС и законодательства Российской Федерации;
г) определяет единую систему управления данными пользователей национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
д) разрабатывает бизнес-процессы электронного взаимодействия информационных систем участников, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Регламента, при использовании национального механизма "единого окна" Российской Федерации;
е) создает механизм управления изменениями национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
ж) обеспечивает создание и развитие инструментов обратной связи от пользователей национального механизма "единого окна" в Российской Федерации;
з) обеспечивает взаимодействие в электронной форме с интегрированной информационной системой ЕАЭС и информационными системами государств-членов и иных зарубежных стран.
Оператор по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает внесение поступивших от федеральных органов исполнительной власти и организаций предложений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего приложения, на рассмотрение рабочей группой. В случае одобрения указанных предложений в целях их реализации рабочая группа подготавливает соответствующие поручения.
7. Интеграции в рамках национального механизма "единого окна" в Российской Федерации подлежат:
а) государственные информационные системы, используемые для обеспечения ВЭД, в том числе региональные и муниципальные;
б) информационные системы уполномоченных органов и организаций, участвующих в обеспечении ВЭД;
в) иные информационные системы и ресурсы, принимающие участие в осуществлении (обеспечении) ВЭД.
8. Подключение к национальному механизму "единого окна" в Российской Федерации и взаимодействие с ним осуществляется в порядке, определенном Оператором.
9. В случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или актами ЕАЭС, использование национального механизма "единого окна" осуществляется на безвозмездной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.