Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
(от 04.10.2023 г. N 36112-ВД/Д35и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета" (далее соответственно - законопроект, ККР), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росреестром (далее - разработчик), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основаниями для разработки законопроекта являются поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 5 октября 2022 г. N МХ-П11-16768, от 3 мая 2023 г. N МХ-П11-6136, предусматривающие наделение ППК "Роскадастр" полномочиями по выполнению ККР за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ей в виде субсидий.
Законопроект и сводный отчет размещены разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID: 02/04/08-23/00140601) в целях проведения публичных обсуждений в период с 7 по 25 августа 2023 года.
Концепцией законопроекта предусматривается разграничение ККР, проводимых за счет бюджетных средств, по уровням значимости и соответствующему источнику финансирования: федеральное, региональное муниципальное значение (часть 1.1 статьи 42.2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) в редакции законопроекта).
Также предполагается, что ККР федерального значения выполняются ППК "Роскадастр" по заключенному соглашению, а также с предоставлением субсидии из федерального бюджета.
Вместе с тем по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта сообщаем о наличии следующих рисков правоприменения, влекущих возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
1. Частью 4 статьи 42.2 Закона N 221-ФЗ установлено, что заказчиками ККР, финансируемых за счет бюджетных средств, могут быть только уполномоченный орган местного самоуправления либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 5 статьи 42.2 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что решение о проведении ККР (вне зависимости от уровня значимости) принимаются уполномоченным органом местного самоуправления, уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган, с которым заключается соглашение о выполнении ККР федерального значения законопроектом также не определен. Из чего можно полагать, что решение о проведении ККР федерального значения принимает орган местного самоуправления либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве заказчиков работ по ККР федерального значения также выступают указанные органы.
При этом в целях определения источника финансирования ККР указанным органам необходимо однозначно понимать какие объекты ККР относятся к тому или иному уровню значимости, однако указанное законопроектом не предусматривается.
Указанная правовая неопределенность способствует тому, что ККР вне зависимости от уровней значимости будут проводиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, без возможности получения средств федерального бюджета, как это предусмотрено действующим регулированием*(1), так как основание для квалификации ККР как ККР федерального значения отсутствует. Следовательно, отсутствует основание для заключения соглашения на проведение ККР с ППК "Роскадастр". Следует учитывать, что соглашение между федеральным органом власти Российской Федерации и ППК "Роскадастр" о предоставлении субсидии заключается отдельно (часть 1.1 статьи 42.2 Закона N 221-ФЗ).
2. Роль уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в подготовке ККР федерального значения как заказчиков работ представляется избыточной по следующим осуществляемым функциям.
2.1. Информирование о начале выполнения ККР.
В соответствии со статьей 42.7 Закона N 221-ФЗ заказчик осуществляет информирование в том числе посредством печатных средств массовой информации и сетевого издания, своего официального сайта, установления информационных щитов на территориях которых планируется выполнение ККР, направления извещения о начале выполнения ККР в орган местного самоуправления поселения, на территории которого выполняются ККР, в случае, если заказчиком ККР является орган местного самоуправления муниципального района, для размещения на официальном сайте поселения, направления извещения в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются ККР, в случае, если заказчиком ККР является орган местного самоуправления, для размещения на его официальном сайте и для опубликования в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации, направления извещения в орган регистрации прав для размещения на его официальном сайте и отображения сведений о территории выполнения ККР на кадастровых картах, в том числе публичных кадастровых картах.
2.2. Утверждение карты-плана территории (часть 4 статьи 42.12 Закона N 221-ФЗ в редакции законопроекта).
2.3. Формирование согласительной комиссии в целях согласования местоположения границ земельных участков при выполнении ККР федерального значения.
С учетом того, что субсидии из федерального бюджета на проведение ККР федерального значения заказчикам представлены не будут исходя из концепции регулирования, выполнение трудозатратных и финансово-затратных мероприятий (например, размещение уведомлений в печатном средстве массовой информации, установление информационных щитов на территориях ККР) не может быть поддержано.
Так, например, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в рамках проведения публичных консультаций по законопроекту, проводимых разработчиком, отмечено, что только в текущем году заключены государственные контракты на публикацию извещений о ККР на общую сумму порядка 1,5 млн рублей.
Указанное замечание также относится к проектируемым изменениям в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 36.2 части 1 статьи 15, пункт 43.2 части 1 статьи 16).
3. Частью 2 статьи 42.12 Закона N 221-ФЗ в редакции законопроекта устанавливается, что подготовка перечня кадастровых кварталов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 2 части 1 статьи 42.2 Закона N 221-ФЗ, на основании предложений ППК "Роскадастр", а также предложений (заявок) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что пункт 2 части 1 статьи 42.2 Закона N 221-ФЗ ни в действующей, ни в проектируемой редакции не содержат упоминания органов власти.
При этом, если предполагается, что подготовка перечня кадастровых кварталов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, и указанные сведения должны содержаться в соглашении между заказчиком работ ККР федерального значения и ППК "Роскадастр" необходимо определить порядок взаимодействия заказчиков работ (уполномоченного органа местного самоуправления, уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с федеральным органом исполнительной власти в целях заключения соглашения заказчика и ППК "Роскадастр".
На основании изложенного по результатам рассмотрения законопроекта может быть сделан вывод о наличии в законопроекте положений, приводящих к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) Приказом Росреестра от 16 мая 2022 г. N П/0183 "Об утверждении формы заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, в том числе для последующего предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели, порядка и сроков ее подачи, а также перечня необходимых документов, подтверждающих соответствие критериям отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии" не установлено ограничений на использование средств федерального бюджета в зависимости от видов и целей ККР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.