Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания)"
(подготовлен Минтрудом России 06.10.2023 г.)
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей на добровольное включение в реестр поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации.
В настоящее время деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания осуществляют 1967 государственных организаций и 192 негосударственные организации.
В то же время более 1 400 негосударственных организаций, осуществляющих присмотр и уход за пожилыми гражданами, инвалидами с обеспечением их проживания и питания, не входят в реестры поставщиков социальных услуг. Нередко предметом договора таких организаций, заключаемого с гражданами, является не оказание социальных услуг, а услуги по проживанию, найму жилого помещения. Зачастую в указанных организациях услуги по проживанию и уходу оказываются в неприспособленных для проживания условиях с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и правил пожарной безопасности.
С учетом того, что в указанных организациях размещаются маломобильные категории граждан, риск гибели людей существенно повышается.
Так, в январе 2021 года в поселке Боровский Тюменской области произошел пожар в частном пансионате для пожилых людей, в результате погибли семь человек. В декабре 2020 года, в результате пожара в частном доме престарелых в Республике Башкортостан погибли одиннадцать человек. В ноябре 2020 года в Санкт-Петербурге от пожара погибли три человека, еще троих госпитализировали. В августе 2020 года в результате пожара в Красноярске погибли три человека. В мае 2020 года в подмосковном Красногорске в огне погибли одиннадцать человек, семь пострадали. В апреле 2020 года в Москве из-за пожара погибли четыре человека, еще шестнадцать пострадали.
Во многих случаях социальные услуги оказываются в жилых домах, принадлежащих физическим лицам. Осуществить контроль за качеством предоставления данных услуг невозможно по причине неприкосновенности жилища и ограничений, введенных федеральными законами, в том числе статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Эффективно выявлять указанные организации, а также осуществлять контроль за их деятельностью возможно только при наличии лицензирования деятельности, что связано в том числе с тем, что с установлением лицензирования у организаций, осуществляющих деятельность без лицензии, и их должностных лиц возникнет как административная, так и уголовная ответственность.
В целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, Минтрудом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания) (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Основные изменения вносятся в Федеральный закон N 442-ФЗ.
Так, законопроект предусматривает введение понятия "лицензирование деятельности по социальному обслуживанию, подлежащей лицензированию, как деятельность по постоянному комплексному предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществляемая стационарными организациями социального обслуживания, входящими в систему социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими стационарное социальное обслуживание (далее - деятельность по социальному обслуживанию)".
Также в Федеральный закон N 442-ФЗ вносятся дополнения, устанавливающие, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания граждан (отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, или жилыми помещениями в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
При этом в Федеральный закон N 442-ФЗ вводятся нормы, предусматривающие дифференцированные лицензионные требования для организаций в зависимости от численности обслуживаемых ими граждан.
Законопроектом предусмотрено, что для социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной реабилитации, проживающих в том числе в сельской местности, могут создаваться малокомплектные стационарные организации социального обслуживания вместимостью до 25 человек.
Особенности деятельности таких организаций устанавливаются санитарным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
При этом предлагается установить, что при наличии у данных организаций лицензии на деятельность по социальному обслуживанию, лицензии на медицинскую и образовательную деятельность не требуются. Ответственность за соблюдение лицензионных требований несет лицензиат.
К лицензионным требованиям, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию, предлагается отнести: наличие зданий, строений, помещений, в которых созданы специальные условия для предоставления социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, безопасные условия проживания и содержания в соответствии с установленными нормами и нормативами, обеспечивающими жизнь и здоровье получателей социальных услуг и работников организаций, и отвечающих требованиям санитарных правил и пожарной безопасности; наличие необходимого материально-технического обеспечения и персонала.
При этом для предоставления лицензии необходимо подать заявление о предоставлении лицензии в электронной форме с приложением санитарно-эпидемиологического заключения и декларации пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Лицензия будет предоставляться автоматически. Проверку документов предлагается осуществлять посредством их запроса по системе межведомственного взаимодействия.
Вносимые законопроектом изменения позволят поставить под государственный контроль вопросы жизни и здоровья людей, которые проживают в домах для престарелых, психоневрологических интернатах, иных организациях стационарного типа, представляющих услуги социально уязвимым категориям граждан, так как работа этих организаций будет осуществляться под строгим присмотром со стороны контролирующих органов и должна будет соответствовать законодательно установленным нормам в части организации жизнедеятельности этих людей в быту, питании, дневной занятости.
Введение лицензии на деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания позволит обеспечить:
гарантию гражданам на получение качественного социального обслуживания;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде ставки 0 процентов по налогу на прибыль как организациям, осуществляющим социальное обслуживание;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде права на получение компенсаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при предоставлении социального обслуживания в случае включения в реестр поставщиков социальных услуг.
Лицензию на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания предлагается выдавать без ограничения срока действия.
Законопроектом предлагается предусмотреть передачу полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Контроль исполнения лицензионных требований предлагается возложить на Федеральную службу по труду и занятости Российской Федерации.
В связи с тем, что вводится новый вид лицензирования, после вступления в силу Федерального закона будут выдаваться лицензии лицам, фактически осуществляющим деятельность, подпадающую под требования лицензирования.
В дальнейшем выдача лицензий будет осуществляться только лицам, которые будут намерены осуществлять указанную деятельность, что повлечет существенное снижение нагрузки на государственные органы в части выдачи лицензий. В части лицензионного контроля лицензиатов нагрузка на государственные органы не изменится.
Таким образом, предлагается модель передачи полномочий, при которой не потребуется сокращения численности после завершения лицензирования лиц, фактически осуществляющих деятельность, подпадающую под требования лицензирования.
Статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс. С целью унификации информации, экономии бюджетных средств законопроектом предусматривается создание единого информационного ресурса.
Лицензирование предлагается вводить поэтапно. Юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме, включенным по состоянию на 1 января 2025 года в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, устанавливается переходный период для получения лицензии на указанный вид деятельности до 1 января 2029 года включительно, не включенным по состоянию на 1 января 2025 года в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации - не позднее 1 января 2028 года.
Законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающее включение в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающие обязательное представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.