Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору)"
(подготовлен Минпромторгом России 09.10.2023 г.)
Проект приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору)" (далее - проект приказа) разработан Минпромторгом России в целях реализации пункта 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1053 утверждено Положение о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре) (далее - контроль).
Контроль осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами.
Согласно части 9 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ установлено,что перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается для вида федерального контроля - федеральным органом исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Проект приказа разработан во исполнение пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю.Григоренко от 21 декабря 2022 г. N ДГ-П36-94пр (далее - Протокол), а также во исполнение пункта 23 обобщенного плана-графика разработки и утверждения новых индикаторов риска обязательных требований в 2023 году (утвержденного во исполнение Протокола и представленного Минэкономразвития России письмом от 3 февраля 2023 г. N 3243-АХ/Д24и).
В отношении механизма реализации проектируемого индикатора риска "Масса (брутто) фасованного товара с одинаковым значением номинального количества, установленная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с применением средства измерений массы, размещенного в торговом зале на доступном месте в пунктах розничной торговли*(1), меньше или равна массе (нетто) такого товара, указанной в маркировке на его упаковке" отмечается следующее.
Получение сведений о фактах несоответствия массы товара (фактическая масса (брутто) меньше или равна массе (нетто), указанной на упаковке такого товара) выявляется при проведении выездного обследования в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу товаров с одинаковым значением номинального количества, выраженного в единицах массы. К таким организациям относятся продуктовые магазины, продуктовые рынки и иные субъекты розничной торговли.
Согласно пункту 4 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463, при продаже продавцом товара, который может быть измерен, продавец обязан применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании установленной продавцом цены за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений ("контрольные весы").
Таким образом, наличие в розничной торговой точке "контрольных весов" обязательно.
Контролируемыми лицами, в отношении которых срабатывает проектируемый индикатор риска, являются изготовители (лица, уполномоченные иностранным изготовителем) продукции, в отношении которой выявлено несоответствие массы.
Несоответствие фактической массы товара (брутто) массе (нетто), указанной на упаковке такого товара, не является нарушением обязательных требований в области обеспечения единства измерений, при этом с высокой долей вероятности свидетельствует о возможном применении изготовителем такой продукции при выполнении работ по расфасовке товаров средств измерений,не соответствующих положениям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ).
Измерения, выполняемые при выполнении работ по расфасовке товаров (измерения количества фасованных товаров с одинаковым значением номинального количества, выраженного в единицах массы или объема), относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (пункт 7 части 3 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ и подпункт 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847).
В рамках проведения сотрудниками Росстандарта эксперимента на предмет срабатывания проектируемого индикатора риска установлено, что в пунктах розничной торговли (в частности продуктовых магазинах) реализуются товары массового потребления, фактическая масса (брутто) которых меньше или равна массе (нетто), указанной на упаковке. К таким товарам относятся, например, некоторые виды макаронных изделий торговой марки "MAKFA", хлебобулочные изделия торговой марки "Мираторг", специи торговой марки "MEATBROTHERS", чипсы торговых марок "Хрустящий картофель" и "Пакет картошки", кальмары вяленые торговой марки "Ловим&Вялим", готовые суповые наборы торговой марки "Yelli" и иное.
Таким образом, предположительное количество срабатываний индикатора риска в отношении изготовителей (лиц, уполномоченных иностранным изготовителем) не менее 150 случаев срабатывания ежегодно.
Проектируемый индикатор риска перспективен в части межведомственного взаимодействия Росстандарта с иными органами государственного контроля (надзора), в частности с Роспотребнадзором, в случае обнаружения в рамках выездного обследования фактов отсутствия "контрольных весов" в пунктах розничной торговли, а также фактического несоответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в части маркировки фасованных товаров.
В проекте приказа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект приказа не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Предложенные проектом приказа положения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Проект приказа не окажет влияния на деятельность физических и юридических лиц.
Издание приказа не повлияет на доходы и расходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 4 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463, действует до 1 января 2027 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.