Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 29 Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(подготовлен Минтрудом России 18.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в пункт 29 Правил формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(1) разработан с целью использования средств страхового резерва на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(2) на финансирование расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами*(3), предусмотренных федеральным законом о бюджете СФР на текущий финансовый год, в случае, если предусмотренные бюджетом СФР средства на данные цели на текущий год полностью распределены.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(4) задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию,а также обеспечение предупредительных мер. Ключевой задачей реализации предупредительных мер, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ, является предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Условия, порядок и сроки оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших определены Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286*(5). Так, пунктом 5 Положения установлено, что решение об оплате таких расходов принимается страховщиком в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления от застрахованного лица, а оплата производится в течение 5 рабочих дней (10 рабочих дней для компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации) с даты принятия решения. Таким образом, максимальный срок оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц составляет 15 рабочих дней.
Пунктом 9 Положения также предусмотрен исчерпывающий перечень отказов в предоставлении государственной услуги, в котором отсутствует основание для отказа по причине отсутствия бюджетных ассигнований.
Кроме того, Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" не были предусмотрены расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в новых регионах Российской Федерации (ЛНР, ДНР, Запорожская область, Херсонская область).
Ежегодно федеральным законом о бюджете СФР устанавливается право страховщика принимать решение о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на очередной финансовый год.
Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 467н*(6), установлено, что для получения решения о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган СФР по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
В случае полного распределения средств, предусмотренных бюджетом СФР, на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий финансовый год, страхователи, обратившиеся в установленный срок и выполнившие все требования Правил для получения решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, не могут реализовать свое право на возмещение понесенных ими расходов на предупредительные мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, при наличии страхового резерва.
Кроме того, в соответствии с Правилами на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователь может направить до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(7), при этом страхователь вправе увеличить объем направляемых на предупредительные меры средств до 30% при условии направления дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации*(8), что не возможно спрогнозировать при формировании бюджета СФР на соответствующий календарный год.
В соответствии с пунктом 5 Раздела III протокола заседания Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда от 8 сентября 2022 г. N 19 и во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой в случае установления у работодателей, запланировавших проведение предупредительных мероприятий за счет средств СФР, ухудшения ситуации с занятостью (изменения режимов занятости) оказывать им содействие при реализации планов финансового обеспечения предупредительных мер, акцентируя внимание на проведении санаторно-курортного лечения работников предпенсионного и пенсионного возраста и на проведении обязательных периодических медицинских осмотров работников, данного на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда 22 сентября 2022 года, внесены соответствующие изменения в Правила (приказ Минтруда России от 27 февраля 2023 г. N 101н), предусматривающие право для страхователей, получивших разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер в неполном объеме, обратиться до 20 ноября текущего года с заявлением на корректировку плана финансового обеспечения предупредительных мер и увеличение объема средств на указанные цели до 30% в случае направления дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного и пенсионного возраста (абзац второй пункта 14 Правил). Соответственно, увеличилось число страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением санаторно-курортного лечения работников и увеличением объема средств до 30%. Оценочно средний процент объема средств на финансовое обеспечение предупредительных мер обратившихся в 2023 году страхователей может увеличиться на 5% и составить 22% (в 2022 году - 17%).
Вместе с тем, согласно пункту 3 раздела 2 выписки из протокола N 6 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30 июня 2023 г. при рассмотрении основных характеристик бюджета СФР на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов Минтруду России предложено рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты с целью использования средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Проект постановления направлен на недопущение отказов в возмещении расходов страхователя на финансовое обеспечение предупредительных мер, когда страхователем добросовестно исполнены требования Правил, а также на недопущение нарушения сроков предоставления государственной услуги по назначению обеспечения по страхованию в виде оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и своевременное обеспечение пострадавших реабилитационными мероприятиями при наличии средств страхового резерва.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные или иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы*(9), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствии их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) Далее - проект постановления.
*(2) Далее - страховой резерв.
*(3) Далее - предупредительные меры.
*(4) Далее - Федеральный закон N 125-ФЗ.
*(5) Далее - Положение.
*(6) Далее - Правила.
*(7) Далее - страховые взносы.
*(8) Далее - работники предпенсионного и пенсионного возраста.
*(9) Далее - обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.