Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности"
(подготовлен Минпромторгом России 18.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности" (далее - проект постановления, субсидии) разработан во исполнение части третьей подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 3 сентября 2023 г. N Пр-1733 по итогам встречи Президента Российской Федерации с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности 3 августа 2023 г., пункта 26 протокола стратегической сессии у Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина по направлению "Развитие малого и среднего предпринимательства" от 5 сентября 2023 г. N 3пр-П13-ММ и пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 18 сентября 2023 г. N 9509-П9-МД.
Проект постановления направлен на расширение механизма "промышленной ипотеки", реализуемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. N 1570 (далее - постановление N 1570) в части увеличения максимального размера льготного кредита до 1 500 млн руб., а также срока льготного кредитования до 10 лет для заемщиков, реализующих проекты по производству приоритетной продукции, а также проекты технологического суверенитета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В целях обоснования необходимости дальнейшего совершенствования механизма "промышленной ипотеки", в том числе в части увеличения максимального размера и срока льготного кредитования Минпромторг России запросил у кредитных организаций, отобранных для реализации механизма "промышленной ипотеки" в 2022 г., информацию о потенциальных заемщиках, чья потребность в кредитных средствах на цели строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности превышает текущие установленные постановлением N 1570 ограничения (500 млн рублей и 7 лет).
В ответ на вышеуказанный запрос в адрес Минпромторга России поступили сведения о потребности 30 заемщиков в льготных кредитах на сумму, превышающую 500 млн рублей, и на срок, превышающий 7 лет. С учетом полученных сведений предлагается увеличить максимальный размер льготного кредита до 1,5 млрд рублей и срок предоставления кредита до 10 лет для кредитов, предоставляемых заемщиками, реализующими проекты по производству продукции, включенной в перечень приоритетной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 295, а также проекты, соответствующие таксономии проектов технологического суверенитета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. N 603.
Таблица - Сведения о потребности потенциальных заемщиков в льготных кредитах в рамках механизма "промышленной ипотеки" на сумму, превышающую 500 млн рублей и на срок, превышающий 7 лет
Наименования кредитных организаций |
Количество потенциальных заемщиков |
Средний размер необходимого льготного кредита, млн руб. |
Средний срок необходимого льготного кредита, лет |
ПАО Банк "ВТБ" |
7 |
1014,29 |
8,71 |
ПАО Промсвязьбанк |
1 |
4090,00 |
10,00 |
ПАО Росбанк |
4 |
1525,00 |
10,00 |
ПАО Сбербанк |
18 |
1688,33 |
9,75 |
Общий итог |
30 |
1589,33 |
9,50 |
Кроме того, в соответствии с письмом Минстроя России от 2 августа 2023 г. N 46125-ДХ/16, а также предложениями кредитных организаций (в частности, АО "Генбанк" Республики Крым) проектом постановления предусматривается снятие ограничение по величине активов кредитной организации для участия в отборе кредитных организаций на получение субсидии.
Также проектом постановления предусмотрены юридико-технические корректировки требований, предъявляемых к заемщикам, и правил проведения отбора кредитных организаций, необходимость которых выявлена в ходе правоприменительной практики постановления N 1570.
Так, проектом постановления предусмотрено уточнение формулы расчета размера субсидии с учетом изменения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, а также гибкое определение периода возмещения недополученных доходов кредитных организаций, что позволит при необходимости проводить выплаты субсидии чаще, чем раз в квартал.
Кроме того, проектом постановления предлагается обеспечить возможность пересмотра лимита субсидии кредитным организациям чаще, чем раз в год, как установлено действующей редакцией постановления N 1570, что позволит более гибко реагировать на скорость выдачи кредитными организациями льготных кредитов.
Также проект постановления предусматривает возможность корректировки значений результата предоставления субсидии и его характеристик в случае изменения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ключевая ставка). Понижение ключевой ставки снижает востребованность механизма "промышленной ипотеки", что может привести к уменьшению количества выдаваемых кредитными организациями льготных кредитов. В свою очередь, повышение ключевой ставки приводит к росту потребности банка в субсидии. В случае отсутствия дополнительного финансирования это может привести к невозможности выдачи банком льготных кредитов на сумму, ранее зафиксированную в соглашении о предоставлении субсидии.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования),о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.