Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
(подготовлен Минфином России 18.10.2023 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2010, N 27, ст. 3420; 2014, N 49, ст. 6912; 2018, N 1, ст. 65; N 18, ст. 2582; 2021, N 11, ст. 1706; N 27, ст. 5187) следующие изменения:
1) часть 4 статьи 6 дополнить словами ", а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, иным лицам, определенным настоящим Федеральным законом";
2) статью 13 дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, составившие аудиторское заключение по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности и (или) иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (далее - документ о проверке), обязаны представить аудиторское заключение и (или) документ о проверке в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
От представления аудиторского заключения и (или) документа о проверке, указанных в абзаце первом настоящей части, освобождаются аудиторская организация, индивидуальный аудитор, составившие аудиторское заключение и (или) документ о проверке консолидированной финансовой отчетности, не подлежащей раскрытию в силу требования второго предложения части 8 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
Представление аудиторского заключения и (или) документа о проверке, указанных в абзаце первом настоящей части:
1) осуществляется в налоговый орган по месту нахождения аудиторской организации, индивидуального аудитора в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения и (или) документа о проверке, а в случае, когда аудируемое лицо обязано раскрывать свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", - в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения и (или) документа о проверке, но не ранее даты исполнения указанной обязанности;
2) осуществляется в соответствии с порядком представления аудиторского заключения и (или) документа о проверке консолидированной финансовой отчетности в налоговый орган, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
3) не требует предварительного согласия аудируемого лица либо лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, и не является нарушением аудиторской тайны. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проинформировать аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения и (или) документа о проверке в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за датой представления аудиторского заключения и (или) документа о проверке в налоговый орган.
Аудиторское заключение и (или) документ о проверке, указанные в абзаце первом настоящей части, представляются вместе с уведомлением о представлении аудиторского заключения и (или) документа о проверке консолидированной финансовой отчетности (далее - уведомление). Аудиторская организация, индивидуальный аудитор указывают в уведомлении сведения, позволяющие идентифицировать их и аудируемое лицо, а также значения отдельных показателей консолидированной финансовой отчетности, в отношении которой выдано аудиторское заключение и (или) документ о проверке, позволяющих идентифицировать эту отчетность (контрольные показатели). Состав сведений, позволяющих идентифицировать аудиторскую организацию, индивидуального аудитора и аудируемое лицо, и перечень контрольных показателей, указываемых в уведомлении, формат и порядок представления уведомления, а также - порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Доступ к аудиторским заключениям и (или) документам о проверке, указанным в абзаце первом настоящей части и содержащимся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая ограничение или возобновление такого доступа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.";
3) часть 2 статьи 14 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21) информировать аудиторскую организацию, индивидуального аудитора, которые проводят аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности, о том, что эта консолидированная финансовая отчетность не подлежит раскрытию или содержит сведения, не подлежащие раскрытию, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Информация, указанная в первом предложении настоящего пункта, должна быть предоставлена аудиторской организации, индивидуальному аудитору до подписания ими аудиторского заключения и (или) документа о проверке такой консолидированной финансовой отчетности;".
Статья 2
В статье 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2018, N 49, ст. 7516; 2019, N 30, ст. 4149; 2021, N 27, ст. 5180; 2022, N 1, ст. 4):
часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, а также аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности, иных документов, составляемых по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, в случаях, если консолидированная финансовая отчетность, подлежит обязательному аудиту либо иной проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности), а также аудиторское заключение о ней, в случае если указанная отчетность подлежит обязательному аудиту, в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей. Аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности, иные документы, составляемые по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, в случаях, если консолидированная финансовая отчетность, подлежит обязательному аудиту либо иной проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в целях формирования государственного информационного ресурса в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
2. Положения части 8 статьи 13 и пункта 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении аудиторских заключений о годовой консолидированной финансовой отчетности начиная с годовой консолидированной финансовой отчетности за 2024 год, а в отношении аудиторских заключений и (или) документов о проверке промежуточной консолидированной финансовой отчетности начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за 2024 год.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - проект федерального закона) подготовлен на основе анализа и обобщения практики обеспечения доступа заинтересованных лиц к консолидированной финансовой отчетности организаций, составляемой в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности".
В настоящее время доступ к консолидированной финансовой отчетности организаций существенно ограничен. Раскрытие этой отчетности осуществляется в ряде изолированных источников, в частности, на Интернет-сайте составителя отчетности, Интернет-страницах, предоставляемых аккредитованными агентствами - распространителями информации на рынке ценных бумаг. В связи с этим для подавляющего большинства заинтересованных лиц, в том числе государственных органов, не являющихся непосредственными получателями консолидированной финансовой отчетности, доступ к ней затруднен, в том числе в силу ограниченной функциональности или недоступности Интернет-сайтов составителей отчетности и иных мест ее размещения.
Целью проекта федерального закона является обеспечение заинтересованным лицам свободного гарантированного доступа к консолидированной финансовой отчетности, достоверность которой подтверждена независимым аудитором. Одновременно законопроект предполагает сохранение действующих в настоящее время механизмов защиты информации, содержащейся в указанной отчетности, от несанкционированного или нежелательного распространения. Способом, обеспечивающим такие доступ и защиту, является сбор консолидированной финансовой отчетности в единый централизованный ресурс и предоставление этой отчетности пользователям с учетом соблюдения мер по защите содержащейся в ней информации.
Реализация описанной цели предусмотрена не посредством создания самостоятельного информационного ресурса, а включением консолидированной финансовой отчетности в функционирующий с 2020 г. государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), размещенный на официальном Интернет-сайте ФНС России в свободном доступе. Тем самым заинтересованные лица получат доступ к широкому кругу информации о деятельности организации, содержащейся, как в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), так и в консолидированной финансовой отчетности. Это, в свою очередь, обеспечит возможность комплексного анализа деятельности организации и как юридического лица, и как лица, входящего в группу взаимосвязанных организаций. Кроме того, налаженный механизм пользования ГИРБО не создаст каких-либо затруднений для получения заинтересованными лицами консолидированной финансовой отчетности из этого ресурса.
Пользователями ГИРБО является широкий круг лиц: организации, граждане, федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы, Банк России. По информации ФНС России, в 2022 г. количество обращений пользователей к ГИРБО, размещенному на официальном Интернет-сайте ФНС России, составило 2,8 млн. (за 9 месяцев 2023 г. - 2,3 млн.), количество запросов отчетности через систему межведомственного электронного взаимодействия - 2,4 млн. (за 9 месяцев 2023 г. - 2,6 млн.), количество скачиваний отчетности, включая пользователями, имеющими доступ к ГИРБО в форме годового абонентского обслуживания, - 319,6 млн.
Создание единого ресурса консолидированной финансовой отчетности упростит поиск заинтересованными лицами такой отчетности, повысит качество, полезность и аналитичность получаемой информации, включая возможность ее обработки и формирования выборки по различным признакам, снизит количество запросов по адресному представлению отчетности, поступающих к составителям от заинтересованных лиц, прежде всего, регулирующих органов.
Проект федерального закона, устанавливая требования централизации консолидированной финансовой отчетности в едином ресурсе, предусматривает следующие процедуры формирования такого ресурса:
аудиторская организация, составившая аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности, представляет это заключение, включающее саму консолидированную финансовую отчетность в качестве приложения к нему, в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО;
аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением о представлении заключения, позволяющим идентифицировать аудиторскую организацию, аудируемое лицо, а также прилагаемую к заключению отчетность;
порядок представления аудиторского заключения, форма, формат и порядок заполнения уведомления о его представлении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. ФНС России);
представление аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО не требует предварительного согласия аудируемого лица, поскольку такое представление осуществляется в силу федерального закона, и не является нарушением аудиторской тайны;
аудиторская организация информирует аудируемое лицо о представлении аудиторского заключения в целях формирования ГИРБО.
Предусмотренный проектом федерального закона порядок формирования ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности обеспечивает надежность и доверие пользователей к этой отчетности, снижение рисков злоупотребления при ее представлении в единый ресурс, возможность контролировать полноту формирования этого ресурса в силу наличия системы контроля исполнения аудитором своих обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами, повышает ответственность аудитора за качество аудиторских заключений по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности.
В законопроекте процедуры формирования ГИРБО в части консолидированной финансовой отчетности предусмотрены не только в отношении аудиторского заключения, но и в отношении выдаваемого аудиторской организацией отличного от аудиторского заключения документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Наряду с аудиторскими организациями вводимое законопроектом регулирование представления в налоговый орган аудиторского заключения, а также иного документа по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности распространяется на индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги, отличные от проведения обязательного аудита.
Помимо внесения изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) проектом федерального закона предусматриваются корреспондирующие изменения в Федеральный закон N 402-ФЗ. Данными изменениями обеспечивается уточнение состава ГИРБО. Кроме того, проектируемым изменением части 3 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ предусматривается установление порядка представления названных аудиторских заключений в целях формирования ГИРБО Федеральным законом N 307-ФЗ (в редакции проекта федерального закона).
Законопроектом предусматривается, что доступ к аудиторским заключениям о консолидированной финансовой отчетности, содержащимся в ГИРБО, обеспечивается ФНС России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. При этом положения законопроекта не предполагают отмену или ослабление каких-либо норм законодательства Российской Федерации, ограничивающих доступ к информации экономических субъектов в определенных случаях. Действующие механизмы такого ограничения будут сохранены и при необходимости дополнены указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона не возлагает дополнительное административное бремя на организации - составители консолидированной финансовой отчетности. Предлагаемое проектом федерального закона регулирование затронет, главным образом, аудиторские организации, которые проводят аудит общественно значимых организаций (по оценке Минфина России, не более 450 аудиторских организаций, т.е. 13% их общего количества).
Аудиторские организации как налогоплательщики представляют свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде в целях формирования ГИРБО. Этот же способ представления предусматривается проектом федерального закона для представления аудиторских заключений о консолидированной финансовой отчетности и иных документов по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в целях формирования ГИРБО. В связи с этим представление аудиторских заключений (документов по результатам проверки) не потребует от указанных организаций каких-либо дополнительных затрат на перенастройку или доработку своих информационных систем для выполнения обязанности, предусмотренной проектом федерального закона.
Принятие федерального закона будет содействовать реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, в части "усовершенствования функционирования централизованного общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, включая расширение его функциональных возможностей в интересах пользователей отчетности" (пункт 10 направления (подпрограммы) "Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров").
Реализация предусмотренных проектом федерального закона решений потребует доработки ГИРБО и соответственно дополнительного финансирования из федерального бюджета ФНС России, осуществляющей в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, полномочия по ведению ГИРБО, включая обеспечение заинтересованных лиц информацией, содержащейся в ГИРБО. Одновременно, принимая во внимание увеличение количества заинтересованных пользователей ГИРБО в связи с расширением состава ресурса, возможно увеличение поступлений в федеральный бюджет в связи с оплатой за предоставление информации, содержащейся в ГИРБО, в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места, в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 811 "О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Проект федерального закона содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Это касается положений пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающих обязанность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, проводивших аудит консолидированной финансовой отчетности и (или) проверку промежуточной консолидированной финансовой отчетности, представлять аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в целях формирования ГИРБО.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать обеспечению свободного гарантированного доступа широкого круга заинтересованных лиц к консолидированной финансовой отчетности организаций, необходимой для принятия ими экономических решений, повышению ответственности аудиторов за подтверждение достоверности такой отчетности и соответственно - доверия к ней пользователей.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.