Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 31.1 и 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 20.10.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31.1 и 41 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях освобождения специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности таможенных органов, от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также платы за проезд по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 31.1 и пункту 2 части 1 статьи 41 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождены специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции.
Специальные транспортные средства таможенных органов от внесения вышеуказанной платы не освобождены.
Вместе с тем с 2021 года специальные транспортные средства таможенных органов, в том числе на базе автомобиля КамАЗ, оборудованы устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства").
Применение специальных транспортных средств позволяет таможенным органам решать задачи по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, выявлять и пресекать незаконный ввоз на территорию Российской Федерации "санкционных" товаров, контрафактных товаров, товаров "изъятия", табачной продукции, а с 2022 года - незаконного вывоза с территории Российской Федерации отдельных категорий товаров*(1).
Так, с 1 января 2023 г. только мобильными группами таможенных органов, которые используют 63 специальных транспортных средства (из них 5 единиц - на базе автомобиля КамАЗ, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн), выявлено почти 4 тыс. транспортных средств с нарушениями, перемещавших 500 тонн "санкционных" товаров, почти 2 тыс. тонн товаров "изъятия", 180 тонн контрафактных товаров, 370 тонн табачной продукции и 110 тонн товаров без обязательной маркировки средствами идентификации.
Специальные транспортные средства, используемые мобильными группами таможенных органов, предназначены для оперативного прибытия мобильных групп и доставления средств таможенного контроля к местам дислокации (несения службы), определяемым в зависимости от складывающейся обстановки.
При этом следует отметить, что функции, выполняемые мобильными группами таможенных органов, напрямую связаны с использованием не только дорог общего пользования, но и платных автомобильных дорог или платных участков автомобильных дорог.
Перемещение таких специальных транспортных средств по дорогам общего пользования, платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог обусловлено наличием оперативной информации о планируемом незаконном перемещении товаров с целью уклонения от уплаты таможенных платежей (контрабанда), а также предотвращением перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию Российской Федерации или вывозу с территории Российской Федерации.
Однако в случае использования платных автомобильных дорог и платных участков автомобильных дорог таможенные органы уплачивают до 29 рублей за один километр пройденного пути.
Так, например, должностные лица Астраханской таможни при перемещении в место несения службы пользуются платными услугами понтонной переправы, общая стоимость услуг в 2022 году составила около 124 тыс. рублей.
За использование специальных транспортных средств на базе автомобиля КамАЗ таможенные органы вносят плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, равную 2,84 рубля за один километр пройденного пути.
В регионе деятельности Самарской таможни время, затрачиваемое на передислокацию транспортного средства таможенного органа до места дислокации, составляет от 3 до 4 часов (160 км). Передислокация осуществляется в среднем 1 раз в 4 суток (8 раз в месяц). За период с 2018 года по настоящее время общая сумма, внесенная в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, составила 33 326,09 рубля.
В регионе деятельности Саратовской таможни время, затрачиваемое на передислокацию транспортного средства таможенного органа, составляет от 5 до 6 часов (320 км). Передислокация осуществляется в среднем 1 раз в месяц. За период с 2018 года по настоящее время общая сумма, внесенная в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, составила 37 997,56 рубля.
В связи с тем, что в распоряжении мобильных групп (Самарской, Саратовской, Челябинской, Алтайской и Омской таможен) находятся 5 специальных транспортных средств на базе автомобиля КамАЗ, сумма, внесенная в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, составила около 175 тыс. рублей.
Для получения специального разрешения на передвижение специальных оперативно-служебных транспортных средств на базе автомобиля КамАЗ требуется согласование маршрута движения с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, в каждом случае передислокации, что создает риск распространения третьим лицам информации о перемещении мобильных групп.
Внесение изменений в статьи 31.1 и 41 Федерального закона позволит реализовать единый подход к освобождению от внесения платы в счет возмещения вреда и платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых в целях осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект не содержит требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100", от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", от 9 марта 2022 г. N 313 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.