Доработанный текст проекта Приказа Министерства транспорта РФ и Федеральной таможенной службы "Об утверждении порядка применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при перемещении товаров автомобильным транспортом через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минтрансом России от 11.10.2023)
В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 777 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" и пунктом 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. N 1552 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" приказываем:
Утвердить прилагаемый порядок применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при ввозе и вывозе товаров через автомобильные пункты пропуска в случае их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза и убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Министр транспорта |
В.Г. Савельев |
ВрИО руководителя |
Р.В. Давыдов |
Приложение
к приказу Минтранса России и ФТС России
от ________________ N _____
Порядок применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при ввозе и вывозе товаров через автомобильные пункты пропуска в случае их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза и убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза
1. Настоящий порядок определяет правила наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - электронные навигационные пломбы), при ввозе и вывозе товаров (за исключением животных) автомобильным транспортом через многосторонний автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Яраг-Казмаляр (Республика Дагестан) (далее - пункт пропуска Яраг-Казмаляр) и морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Новороссийск (далее - пункт пропуска Новороссийск) в случае их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза и убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза*(1).
2. Обеспечение отслеживания перевозок с применением электронных навигационных пломб, в том числе предоставление электронных навигационных пломб в необходимом количестве и доступа к собственной информационной системе, осуществляет организация, уполномоченная Министерством транспорта Российской Федерации на осуществление деятельности по наложению (снятию) и применению электронных навигационных пломб в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (далее - оператор пломбирования).
Наложению подлежат электронные навигационные пломбы, соответствующие требованиям к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации".
3. Автомобильные перевозки не допускаются в различных модификациях бортовых или самосвальных кузовов, кузовов-платформ, а также в иных типах грузовых кузовов, платформ, емкостей и иных местах, наложение электронных навигационных пломб на которые не обеспечивает исключения доступа к находящимся в них товарам без нарушения их целостности или целостности электронной навигационной пломбы.
4. Для осуществления автомобильной перевозки с применением электронных навигационных пломб автомобильный перевозчик обязан обеспечить посредством информационной системы оператора пломбирования передачу оператору пломбирования, не позднее чем за 2 часа до прибытия перевозимых товаров в соответствующий пункт пропуска, следующей информации для ее размещения в информационной системе оператора пломбирования:
а) наименование автомобильного перевозчика;
б) тип, государство регистрации и регистрационный знак транспортного средства, прицепа или полуприцепа, используемого при осуществлении автомобильной перевозки;
в) номер телефона водителя транспортного средства;
г) коды перевозимых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 6 знаков;
д) страна происхождения перевозимых товаров;
е) страна отправления перевозимых товаров;
ж) страна назначения перевозимых товаров;
з) планируемая дата прибытия в пункт пропуска Яраг-Казмаляр или пункт пропуска Новороссийск;
и) место прибытия, указанное в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 777 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 777) или пункте 4 Перечня мест, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в которых допускаются прибытие товаров в Российскую Федерацию и убытие товаров из Российской Федерации, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. N 1552 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 1552);
к) необходимое количество электронных навигационных пломб для наложения.
5. Оператор пломбирования в течение одного часа с момента получения информации, указанной в пункте 4 настоящего Порядка, посредством информационной системы оператора пломбирования обязан проинформировать автомобильного перевозчика о получении такой информации, направить ее в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль в пункте пропуска Яраг-Казмаляр или пункте пропуска Новороссийск (далее - уполномоченный таможенный орган), и обеспечить доступ к такой информации должностных лиц уполномоченного таможенного органа (далее - уполномоченное должностное лицо).
6. Решение о наложении электронных навигационных пломб принимается уполномоченным должностным лицом посредством информационной системы оператора пломбирования, после проверки документов и сведений, представление которых предусмотрено статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
7. Наложение электронной навигационной пломбы на грузовое помещение (отсек) транспортного средства, емкости, контейнеры и иные места, в которых находятся товары (далее - объекты пломбирования) осуществляется сотрудником оператора пломбирования или его представителем в присутствии уполномоченного должностного лица в пункте пропуска Яраг-Казмаляр или в пункте пропуска Новороссийск (после выгрузки транспортного средства с судна).
Время наложения одной электронной навигационной пломбы не должно превышать 5 минут с момента принятия решения, предусмотренного пунктом 6 настоящего Порядка.
8. При возникновении у уполномоченного таможенного органа необходимости проведения контроля перевозимых товаров в пункте пропуска Яраг-Казмаляр или в пункте пропуска Новороссийск, а также в пути следования указанных товаров, снятие ранее наложенной электронной навигационной пломбы и ее повторное наложение осуществляются уполномоченными должностными лицами с использованием предоставляемых оператором пломбирования специализированных мобильных устройств, обеспечивающих фиксацию фактов санкционированного совершения таких операций в информационной системе оператора пломбирования. При этом оператор пломбирования обеспечивает техническую возможность совершения таких операций уполномоченными должностными лицами.
Указанные специализированные мобильные устройства должны быть оборудованы контроллером беспроводной связи стандарта IEEE 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах бесконтактные. Карты близкого действия. Часть 2. Радиочастотный энергетический и сигнальный интерфейс", обеспечивающим двусторонний обмен данными с электронной навигационной пломбой, а также должны иметь возможность установки специализированных мобильных приложений других операторов пломбирования для осуществления снятия и повторного наложения электронных навигационных пломб.
9. Наложение (снятие) электронной навигационной пломбы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, производится без повреждения ранее установленных на объектах пломбирования пломб и печатей,а также иных запорно-пломбировочных устройств и обеспечивает возможность прочтения уникального серийного номера, нанесенного на корпус электронного блока электронной навигационной пломбы.
10. Автомобильный перевозчик обязан предоставить возможность установки электронной навигационной пломбы на объекты пломбирования.
11. Перед активацией электронной навигационной пломбы оператором пломбирования формируется следующая информация для ее размещения в информационной системе оператора пломбирования:
а) наименование автомобильного перевозчика;
б) государственный регистрационный номер транспортного средства;
в) номер международной товарно-транспортной накладной и дата ее составления (при наличии такой информации);
г) наименование пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который осуществлено прибытие транспортного средства на территорию Российской Федерации;
д) место прибытия, указанное в пункте 1 постановления N 777 или пункте 4 Перечня мест, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в которых допускаются прибытие товаров в Российскую Федерацию и убытие товаров из Российской Федерации, предусмотренного постановлением N 1552;
е) номер телефона водителя транспортного средства.
12. Активация электронной навигационной пломбы осуществляется оператором пломбирования в информационной системе оператора пломбирования после получения посредством информационной системы оператора пломбирования решения уполномоченного должностного лица об активации электронной навигационной пломбы.
13. При активации электронной навигационной пломбы в дополнение к информации, формируемой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка,в информационную систему оператора пломбирования вносится следующая информация:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного должностного лица, по решению которого осуществлена активация электронной навигационной пломбы;
б) уникальный серийный номер электронной навигационной пломбы;
в) дата и время активации электронной навигационной пломбы.
14. Деактивация электронной навигационной пломбы осуществляется в месте прибытия, указанном в пункте 1 постановления N 777 или пункте 4 Перечня мест, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в которых допускаются прибытие товаров в Российскую Федерацию и убытие товаров из Российской Федерации, предусмотренного постановлением N 1552, оператором пломбирования в информационной системе оператора пломбирования после получения посредством информационной системы оператора пломбирования решения уполномоченного должностного лица о деактивации электронной навигационной пломбы.
15. Деактивация электронной навигационной пломбы осуществляется с фиксацией в информационной системе оператора пломбирования следующей информации:
а) дата и время деактивации электронной навигационной пломбы;
б) место прибытия, указанное в пункте 1 постановления N 777 или пункте 4 Перечня мест, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в которых допускаются прибытие товаров в Российскую Федерацию и убытие товаров из Российской Федерации, предусмотренного постановлением N 1552;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного должностного лица, по решению которого осуществлена деактивация электронной навигационной пломбы.
16. Снятие электронной навигационной пломбы осуществляется сотрудником оператора пломбирования или его представителем.
17. Информация о применении электронной навигационной пломбы для каждой перевозки при реализации постановления N 777 и постановления N 1552 хранится в информационной системе оператора пломбирования не менее 3 лет с даты деактивации примененной для такой перевозки электронной навигационной пломбы.
18. Взаимодействие уполномоченного таможенного органа с оператором пломбирования при реализации постановления N 777 и постановления N 1552 осуществляется посредством заключения регламентов взаимодействия.
-------------------------------------------
*(1) Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза; является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза". Вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.