Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Протяжчик"
(подготовлен Минтрудом России 24.10.2023 г.)
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/): https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=120276.
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данной области профессиональной деятельности для экономического развития машиностроительной отрасли определяется, в первую очередь, необходимостью обработки некруглых отверстий, шпоночных пазов для широкой номенклатуры деталей машин в условиях крупносерийного и массового производства. Во многих случаях протяжные станки используют и для обработки наружных поверхностей.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ профессионального образования, образовательных стандартов среднего профессионального образования показал, что в настоящее время профессия протяжчика востребована во всех отраслях машиностроения, связанных с крупносерийным и массовым производством продукции.
В функциональные обязанности протяжчика входят многочисленные действия, необходимые, как для подготовки станка к работе, так и для непосредственного изготовления и контроля изготовленных деталей.
На современном этапе развития машиностроительного производства профессия протяжчика является востребованной и в перспективе при сохранении текущего уровня промышленного производства нет причин для сокращения спроса на нее.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 2-3 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Протяжчик" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
25.62 |
Обработка металлических изделий механическая |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: Обеспечение качества и производительности изготовления деталей машин на протяжных станках.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- наладка и настройка протяжных станков;
- изготовление деталей;
- контроль качества изготовленных деталей.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций работников;
- формирование программ среднего профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Протяжчик" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Протяжчик" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Протяжчик" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования образовательных программ среднего профессионального образования и обучения, разработки методических материалов, выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и обучения, а также дополнительного профессионального образования.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Изготовление деталей машин на протяжных и прошивных станках" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Изготовление деталей машин на протяжных и прошивных станках". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности Протяжчик ОТФ отнесены к 2-3 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Изготовление простых деталей с точностью размеров до 11-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
2 |
Самостоятельная деятельность в пределах своей компетенции, выполнение простых работ и операций на горизонтально-расточных станках. Индивидуальная ответственность в пределах рабочего задания. Решение типовых практических задач. Работа по инструкции и/или под руководством более квалифицированного расточника. Применение специальных знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки. Основное общее образование. Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих. Не предъявляются требования к опыту практической работы |
B |
Изготовление деталей средней сложности с точностью размеров до 8-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
3 |
Самостоятельная деятельность, выполнение средней сложности работ и операций на горизонтально-расточных станках. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность. Решение практических задач. Выбор способов решения на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Применение практико-ориентированных профессиональных знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки и/или профессиональной деятельности. Понимание технических основ решения типовых производственных задач. Основное общее образование. Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих. Требуется опыт практической работы. |
С |
Изготовление сложных деталей с точностью размеров до 6-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
|
Самостоятельная деятельность, выполнение средней сложности работ и операций на горизонтально-расточных станках. Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность. Решение практических задач. Выбор способов решения на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Применение практико-ориентированных профессиональных знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки и/или профессиональной деятельности. Понимание технических основ решения типовых производственных задач. Основное общее образование. Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих. Требуется опыт практической работы. |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые протяжчиком в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A/01.2 |
2 |
Обработка поверхностей заготовок простых деталей с точностью размеров до 11-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
A/02.2 |
2 |
Контроль качества обработанных поверхностей простых деталей с точностью размеров до 11-го квалитета и шероховатостью до Ra 6,3 |
B/01.3 |
3 |
Обработка поверхностей заготовок деталей средней сложности с точностью размеров до 8-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
B/02.3 |
3 |
Контроль качества обработанных поверхностей деталей средней сложности с точностью размеров до 8-го квалитета и шероховатостью до Ra 3,2 |
C/01.3 |
3 |
Обработка поверхностей заготовок сложных деталей с точностью размеров до 6-го квалитета на протяжных и прошивных станках |
C/02.3 |
3 |
Контроль качества обработанных поверхностей сложных деталей с точностью размеров до 6-го квалитета и шероховатостью до Ra 1,6 |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт разработан СПК в машиностроении с участием представителей работодателей отрасли, ведущих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Сбор и анализ информации, необходимой для разработки профессионального стандарта осуществлялся ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России". Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке профессионального стандарта, приведен в приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность протяжчика регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021).
2. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6056;2022, N 44, ст. 7567).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 171).
5. Приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61957) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 29 апреля 2022 г. N 279н (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2022 г., регистрационный N 68657).
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении, специалисты в области машиностроительного производства, руководители промышленных предприятий, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области машиностроительного производства.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта с заинтересованными организациями проводится следующим путем:
размещение проекта профессионального стандарта:
- на сайте Союза машиностроителей России https://soyuzmash.ru/spk/ (в разделе "СПК", "СПК в машиностроении", "разработка и актуализация профессиональных стандартов", кнопка "профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов").
25 мая 2023 года произведена рассылка на предприятия машиностроительной отрасли (членов Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям) с целью получения замечаний и предложений на проект профессионального стандарта (1209 адресатов в рассылке) (исх. N 141-р от 25.05.2023).
Профессиональный стандарт согласован:
1. Советом по профессиональным квалификациям в машиностроении (протокол N4/23 от 20.09.2023г.);
2. Российским профсоюзом работников промышленности РОСПРОФПРОМ (исх.N1/224 от 21.09.2023г.);
3. Российским профессиональным союзом работников радиоэлектронной промышленности (исх.62/04 от 25.09.2023г.).
Также профессиональный стандарт был согласован с рядом машиностроительных предприятий: АО "ВОМЗ" N624.02/146 от 15.06.2023г.; АО "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" NПЭО-09-93 от 28.06.2023г.; АО "Каменск-Уральский литейный завод" N15/51 от 29.06.2023г.; АО "Машзавод "Штамп" N381/92-07 от 30.05.2023г.; АО "Научно-исследовательский институт стали" N29/12-197-4327 от 29.05.2023г.; АО "НПО "Высокоточные комплексы" NВБ-0211 от 29.06.2023г.; АО "ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова" N08/07-1583 от 23.06.2023г.; АО "Салют" N426/127 от 30.06.2023г.; АО "Улан-Удэнский авиационный завод" N088-02/52 от 29.06.2023г.; АО "Уральский электромеханический завод" N196-28-04-1347ЭП от 29.06.2023г.; АО "ВНИИ "Сигнал" N104/171-14816 от 30.06.2023г.; АО Ковровский электромеханический завод" N87-913/254 от 19.06.2023г.; ГК "Ключевые Системы и Компоненты" NКСКН-1008/23 от 11.07.2023г.; АО "Муромский приборостроительный завод" N64152/15-299 от 15.06.2023г.; АО "НПО Энергомаш" N503/199 от 28.06.2023г.; ФГБОУ ВО "Тульский государственный университет" N4-01-5033 от 30.06.2023г.; АО "Уфимское приборостроительное производственное объединение" NОРП-05-365 от 29.06.2023г.; АО "Центрально конструкторское бюро аппаратостроения" NУПСР-09-05/1795 от 08.06.2023г.; ФГУП "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" N02-739 от 31.05.2023г.; АО "Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник" N0507/28-126 от 31.05.2023г.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: производственники и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
ОООР "Союз машиностроителей России" в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку профессионального стандарта "Протяжчик" по полученным замечаниям, предложениям.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Протяжчик" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта "Протяжчик"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
|
Актуализация профессионального стандарта | |||
1. |
ОООР "СоюзМаш России" |
город Москва |
|
2. |
Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям" |
город Москва |
|
3. |
ООО "СоюзМаш России" |
город Москва |
|
4. |
Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении (СПК в машиностроении) |
город Москва |
|
5. |
МГТУ им. Н.Э.Баумана |
город Москва |
|
6. |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
город Москва |
|
Согласование профессионального стандарта | |||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям в машиностроении |
город Москва |
|
2. |
Российский профсоюз работников промышленности (РОСПРОФПРОМ) |
город Москва |
|
3. |
Российским профессиональным союзом работников радиоэлектронной промышленности |
город Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта "Протяжчик"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Рассылка на предприятия машиностроительной отрасли (членов Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям) с целью получения замечаний и предложений на проект профессионального стандарта (1209 адресатов в рассылке) (исх. N 141-р от 25.05.2023) |
25.05.2023 |
Члены Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям) с целью получения замечаний и предложений на проект профессионального стандарта https://soyuzmash.ru/partners/enterprises/ (+ все предприятия компаний, холдингов).
|
1209 |
- |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта "Протяжчик"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Протяжчик"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
1 |
Захаркина Елена Андреевна |
АО "ОДК-Климов" Специалист 2 категории ЦОК |
ОТФ 3.3 в разделе "Требования к опыту практической работы" предлагаю дополнить: "Без требований к опыту практической работы при наличии среднего профессионального образования". |
Отклонена формулировка, но принято по существу. По умолчанию отсутствие записи о требованиях к опыту работы подразумевает, что требования к опыту работы отсутствуют. |
2 |
Знобищев Сергей Александрович |
Зам. начальника ОТиЗ - Руководитель ЦОК АО "ОДК" ПК "Салют" |
Требованию к опыту работы для перехода с 3-го разряда (3 уровень квалификации) на 4 - й (3 уровень квалификации) увеличить до одного года |
Отклонено. В профстандарте указывается требование к минимальному опыту работы, при котором работник может претендовать на повышение разряда. Но более высокий разряд присуждается не автоматически, а по результатам оценки квалификации. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.