Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.10.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"" (далее - законопроект) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619 по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума 14 - 17 июня 2023 г. о включении в систему государственной поддержки хозяйствующих субъектов, превысивших предельный размер дохода и (или) предельную численность работников, установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о расширении действия "зонтичного" механизма предоставления поручительств в 2024 - 2030 годах (подпункты "к" и "л" пункта 1).
В настоящее время в случае превышения пороговых значений, установленных для цели отнесения к субъектам МСП (по размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности и (или) среднесписочной численности работников), хозяйствующие субъекты лишаются доступа к мерам поддержки МСП, при этом им еще недоступны меры поддержки, реализуемые в отношении крупнейших предприятий. При этом они находятся в важной стадии роста и нуждаются в дополнительных ресурсах для обеспечения устойчивого развития, в первую очередь финансовых.
С учетом значимости оказания поддержки (в особенности в условиях внешнего санкционного давления) предприятиям обрабатывающей промышленности и предприятиям из человекоемких отраслей предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению требований (критериев) к предприятиям, выросшим из категории МСП, в целях реализации мер поддержки, направленных на обеспечение устойчивого развития таких предприятий. Это позволит распространить на них меры кредитно-гарантийной поддержки, реализуемые при участии АО "Корпорация "МСП", в том числе "зонтичный" механизм предоставления поручительств.
К числу таких требований предлагается в первую очередь отнести структуру уставного капитала; размер дохода от ведения предпринимательской деятельности и численность работников за предшествующий календарный год. При этом конкретные значения будут установлены Правительством Российской Федерации, что обеспечит гибкость нормативного правового регулирования в случае необходимости внесения оперативных корректировок.
Одновременно законопроект содержит положения, направленные на расширение механизма "зонтичных" поручительств АО "Корпорация "МСП" в 2024 - 2030 годах в целях дальнейшего увеличения объемов льготного кредитования.
В частности, предусматривается возможность предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий АО "Корпорация "МСП" на финансовое обеспечение исполнения обязательств АО "Корпорация "МСП" по гарантиям и поручительствам, предоставленным в 2024 - 2030 годах для обеспечения исполнения возникших в 2024 - 2030 годах обязательств как субъектов МСП, так и предприятий, соответствующих вышеуказанным требованиям.
Принятие федерального закона будет способствовать оказанию гарантийной поддержки субъектам МСП и предприятиям, выросшим из категории МСП, при обеспечении финансовой устойчивости АО "Корпорация "МСП" как государственного института развития МСП.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация соответствующего Федерального закона не повлечет негативных последствий для целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.