Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
(подготовлен Минюстом России 26.10.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) разработан в целях расширения перечня актов гражданского состояния, государственная регистрация которых может производиться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), и совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации на МФЦ могут быть возложены полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти.
Таким образом, в Федеральном законе N 143-ФЗ предусмотрена возможность государственной регистрации в МФЦ рождения и смерти как наиболее простых и бесспорных видов актов гражданского состояния, что минимизирует риски снижения качества предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Также предусмотрено, что при этом на МФЦ и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные Федеральным законом N 143-ФЗ на органы ЗАГС и их должностных лиц.
Законопроектом с учетом указанного подхода предлагается расширение предусмотренного пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ перечня государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния, которые на основании закона субъекта Российской Федерации могут предоставляться в МФЦ, следующими видами актов гражданского состояния и юридически значимыми действиями:
государственная регистрация заключения брака (за исключением случаев заключения брака в торжественной обстановке, заключения брака на дому, в медицинской или иной организации, заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы) при условии, что оба заявителя являются гражданами Российской Федерации и не состояли ранее в браке, либо предыдущий брак расторгнут на территории Российской Федерации;
государственная регистрация расторжения брака, заключенного в органах ЗАГС Российской Федерации, по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, либо на основании решения суда о расторжении брака;
выдача повторных свидетельств (справок) о государственной регистрации актов гражданского состояния (в случае если не требуется внесение изменений или исправлений в запись акта, на основании которой выдается документ).
В Семейном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) в части регламентации вопросов заключения и расторжения брака закреплено, что брак заключается и расторгается в органах ЗАГС (статьи 1, 10, 11, 18 - 21, 25, 27). В связи с этим предусматриваются корректировки приведенных положений Кодекса.
Возможность наделения МФЦ указанными полномочиями (с одновременным сохранением указанных полномочий за органами ЗАГС) сделает государственные услуги по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния более доступными для граждан, которые с учетом близости их места жительства к местоположению регистрирующих органов смогут реализовать право выбора органа, предоставляющего соответствующую услугу.
Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Указанные полномочия реализуются в виде плановых и внеплановых проверок органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В процессе проведения проверки уполномоченными лицами проверяются в том числе:
книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги);
документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также их исправления (изменения);
документы по внесению исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния;
журналы учета заявлений и (или) заявлений граждан о государственной регистрации актов гражданского состояния, совершения иных юридически значимых действий;
платежные документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий.
С 2018 года органы ЗАГС, а также МФЦ, наделенные соответствующими полномочиями, осуществляют свою деятельность в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС), который представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ).
В связи с этим в законопроекте предусматривается возможность организации доступа Минюста России (его территориальных органов) к соответствующим сведениям, содержащимся в ЕГР ЗАГС, в целях их проверки и использования Минюстом России при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
В целях обеспечения вступления в силу законопроекта с одновременным внесением соответствующих изменений в подзаконные нормативные правовые акты предусматривается, что положения законопроекта вступят в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
И.о. директора Департамента |
Д.В. Севрюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.