Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов"
(подготовлен Минфином России 26.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - проект постановления) разработан на основании поручений, предусмотренных пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р, пунктов 9 и 14 плана-графика реализации Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р, а также пункта 5 плана оптимизации государственных и муниципальных услуг, утвержденного подкомиссией по совершенствованию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (пункт 2 раздела III протокола заседания от 31 января 2023 г. N ЕК-П10-7пр) (далее соответственно - протокол от 31 января 2023 г. N ЕК-П10-7пр, План оптимизации государственных и муниципальных услуг).
Описанием целевого состояния муниципальной услуги "Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса", утвержденным в приложении N 2 к протоколу от 31 января 2023 г. N ЕК-П10-7пр (далее соответственно - ОЦС, Услуга), предусмотрено внесение изменений в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 (далее - Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов), в части дополнения Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов положениями, акцентирующими внимание на обязанности органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченных на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы) осуществлять присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов в инициативном порядке при наличии условий для инициативного выполнения таких процедур в рамках реализуемых ими смежных функций (с целью увеличения количества случаев присвоения и аннулирования адресов в инициативном порядке для снятия соответствующей нагрузки с гражданского населения).
Пунктами 8 и 21 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов уже регламентированы исключительно обязательные случаи, при которых присвоение и аннулирование объектам адресации адресов может осуществляться уполномоченными органами в инициативном беззаявительном порядке (проактивно).
Вместе с тем различное толкование обозначенных норм уполномоченными органами демонстрирует в значительном количестве случаев пренебрежение указанным правом, о чем свидетельствуют регулярно поступающие в адрес Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы обращения граждан. Так, на практике приоритетным способом для оказания Услуги является обращение гражданина с соответствующим заявлением о присвоении адреса объекту адресации или его аннулировании, в том числе в случаях, когда указанные процедуры с учетом требований пунктов 8 и 21 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов могут осуществляться уполномоченными органами без таких заявлений в инициативном порядке.
Таким образом, проектом постановления пункт 7 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов дополняется положениями, акцентирующими внимание на обязанности уполномоченных органов осуществлять присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов в инициативном порядке. Предлагаемые изменения направлены на однозначное закрепление в Правилах присвоения, изменения и аннулирования адресов инициативного исполнения своих функций уполномоченными органами как приоритетного способа оказания Услуги.
Также проектом постановления вносятся отдельные изменения в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, направленные на создание комфортных условий и уменьшение отказов уполномоченных органов при оказании Услуги, в том числе с целью гармонизации положений Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов с ОЦС в части:
сокращение срока предоставления услуги не более 5 рабочих дней (в случае подачи заявления в электронном виде);
дополнение Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов положениями, предусматривающими направление заявителю по результатам оказания услуги в дополнение к информации, предусмотренной пунктом 39 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, выписки из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации или уведомления об отсутствии сведений в государственном адресном реестре в электронном виде.
Кроме того, по тексту Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов также вносятся отдельные юридико-технические корректировки, основанные на поступающих в адрес Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы обращениях граждан и уполномоченных органов, обусловленные необходимостью уточнения формулировок с целью обеспечения возможности их однозначного восприятия всеми участниками правоотношений в рамках оказания Услуги.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Положения проекта постановления не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения проекта постановления не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Издание и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.