Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Основ ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза и Правил регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза"
(подготовлен ФАС России 03.11.2023 г.)
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "О северном завозе" (Собрание законодательства Российской Федерации 2023, N 32, ст. 6143) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Основы ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза;
Правила регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза.
2. Федеральной антимонопольной службе до 1 сентября 2024 г. утвердить методические указания по расчету регулируемых тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________ 2023 г. N ____
Основы
ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет основные принципы и методы регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза.
2. В настоящем документе используются следующие понятия:
"долгосрочные параметры регулирования тарифов" - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования;
"долгосрочный период регулирования" - период длительностью не менее 3 годовых периодов регулирования, на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов;
"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области северного завоза;
"орган регулирования" - федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов;
"период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы, продолжительностью не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено Правилами регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза;
"регулируемая организация" - единый морской оператор северного завоза, осуществляющий регулируемый вид деятельности;
3. Государственное регулирование тарифов на услуги регулируемой организации осуществляется в следующих целях:
а) создание условий для регулярного, бесперебойного осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами на территории северного завоза;
б) достижение баланса интересов регулируемой организации и участников северного завоза;
в) обеспечение доступности услуг регулируемой организации и защита экономических интересов потребителей от необоснованного повышения цен на услуги регулируемой организации.
II. Основные положения формирования тарифов
на услуги регулируемой организации
4. Регулирование тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с настоящим документом, Правилами регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ___ г. N___, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области северного завоза.
5. Регулирование тарифов осуществляется посредством установления органом регулирования тарифов на услуги регулируемой организации.
6. Размер установленных тарифов должен компенсировать регулируемой организации экономически обоснованные расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности.
7. Регулируемая организация обязана вести раздельный учет объемов оказываемых услуг, подлежащих регулированию, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
8. В целях определения тарифов на услуги регулируемой организации учитываются расходы и доходы по регулируемому виду деятельности.
9. В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.
При установлении тарифов не учитываются недополученные доходы, возникшие в связи с применением цен, определенных соглашением сторон и отличных от установленных тарифов.
10. Регулируемые тарифы рассчитываются на очередной финансовый год или на долгосрочный период регулирования с учетом предложения регулируемой организации по определению продолжительности периода регулирования, на который планируется установление тарифов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом.
Продолжительность долгосрочного периода установления тарифов составляет не менее 3 лет.
11. При определении расчетных значений объемов расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги регулируемой организации, орган регулирования использует экономически и технологически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных:
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования, - в случае если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены (тарифы), установленные на основании договоров;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период следующие прогнозные показатели:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
д) данные бухгалтерского учета регулируемой организации.
12. При определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования использует данные бухгалтерской и статистической отчетности оператора за соответствующий период, а также данные, полученные в ходе мероприятий по контролю.
13. Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки.
14. Расчетный объем перевозки определяется на основании данных, предоставляемых оператором, с учетом объемов перевозки, учтенных органом регулирования в предыдущих периодах регулирования и планируемыми потребителями объемами на будущие периоды регулирования.
III. Методы регулирования тарифов на услуги регулируемой организации
15. При регулировании тарифов на услуги регулируемой организации используются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации установленных тарифов;
в) метод сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
16. Метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если тарифы на услуги регулируемой организации с использованием данного метода ранее не устанавливались, а также при определении необходимой валовой выручки первого года долгосрочного периода регулирования при применении метода индексации установленных тарифов.
17. Долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
а) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;
в) исполнение предписаний органа регулирования, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.
18. Метод сравнения аналогов применяется органом регулирования в целях установления тарифа на первый год периода регулирования для впервые регулируемой организации на основе анализа расходов хозяйствующих субъектов - перевозчиков, осуществлявших деятельность до начала осуществления регулируемой деятельности регулируемой организацией,с учетом показателей, характеризующих, в том числе, экономические и технические характеристики.
IV. Определение необходимой валовой выручки
19. Для расчета тарифов на услуги регулируемой организации определяется размер необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
а) расходы, связанные с оказанием регулируемых услуг, в том числе:
расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации;
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, которые определяются с использованием данных бухгалтерского учета регулируемой организации;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для оказания соответствующих услуг регулируемой организацией по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал;
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии и субвенции за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
20. Расчет размера необходимой валовой выручки на услуги регулируемой организации осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов, утверждаемыми федеральным антимонопольным органом.
21. Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования на каждый период регулирования.
При установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически необоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых предельных тарифов, а также расходы, связанные с приобретением оператором товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы расходов, предложенных регулируемой организацией,в случае если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена.
22. Формирование расходов на первый год долгосрочного периода регулирования осуществляется исходя из принципа экономической обоснованности планируемых расходов, при котором необходимая валовая выручка оператора определяется как сумма планируемых расходов.
23. При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется на основании фактических данных регулируемой организации, которые подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________ 2023 г. N ____
Правила
регулирования тарифов на услуги единого морского оператора северного завоза
1. Настоящие Правила определяют порядок установления тарифов на услуги регулируемой организации, предусмотренных Основами ценообразования на услуги единого морского оператора северного завоза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ______ N ______ (далее - Основы ценообразования).
2. Понятия "регулируемая организация", "орган регулирования" употребляются в значениях, которые определены Основами ценообразования.
3. Регулируемая организация не позднее 6 месяцев до начала деятельности единого морского оператора северного завоза представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
4. Рассмотрение вопросов по установлению тарифов осуществляется на основании предложения регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил. В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация:
а) сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении тарифов:
наименование юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя;
основной государственный регистрационный номер регулируемой организации, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) (согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве юридического лица);
почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информация о размере тарифа.
5. К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) учредительные документы регулируемой организации;
б) краткая характеристика регулируемой организации, в том числе техническое оснащение и состояние техники, используемой при перевозке грузов в рамках северного завоза, на последний отчетный период;
в) копии бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за предшествующий период регулирования с приложениями и на последнюю отчетную дату, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, процентов к уплате, прочих доходов и расходов;
г) прогноз показателей бухгалтерского баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей), о прибылях и убытках (с расшифровкой процентов к уплате, прочих доходов и расходов), движения денежных средств на очередной период регулирования;
д) декларация о налоге на прибыль с приложениями за отчетный период в соответствии с налоговым законодательством;
е) объем перевозки грузов согласно предлагаемой к утверждению номенклатуре грузов за отчетный период и на очередной период регулирования с указанием маршрутов отправки каждого вида груза;
ж) расчет и расшифровка каждой статьи затрат (по элементам расходов) с детализированным обоснованием их изменения на очередной период регулирования к уровню предыдущего периода по каждому виду груза и маршруту следования;
з) сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
и) расчет себестоимости и доходов по регулируемому и нерегулируемым видам деятельности за отчетный период и на очередной период регулирования по каждому виду грузов и маршрутам;
к) расчет предлагаемого уровня тарифов по регулируемому виду деятельности, в том числе расчет (обоснование) предлагаемой нормы рентабельности;
л) отчет о выполнении плана капитальных вложений за отчетный период в соответствии с налоговым законодательством, с указанием перечня объектов капитальных вложений и сумм финансирования по каждому источнику (амортизация, прибыль, привлеченные средства);
м) утвержденный финансовый план организации (предприятия) на очередной период регулирования;
н) анализ динамики изменений финансово-экономических показателей за последние 3 года;
о) справка о среднесписочной численности сотрудников и среднемесячной заработной плате как в целом по предприятию, так и раздельно по каждому виду деятельности, за отчетный период и на очередной период регулирования
п) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице,с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, а также сведения о цене договора.
6. По инициативе регулируемой организации помимо указанных обосновывающих документов могут быть представлены иные документы, расчетные и обосновывающие материалы, подтверждающие размер заявленных затрат, которые, по мнению регулируемой организации, имеют существенное значение для установления тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе сведения, подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования,но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
7. Предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования лично руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме.
В случае представления предложения об установлении тарифов в электронной форме оно подписывается руководителем регулируемой организации или уполномоченным им лицом тем видом электронной подписи, который предусмотрен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.
8. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования.
9. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования, не подтверждена.
10. Решение об установлении тарифов для регулируемой организации принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций.
11. Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для регулируемой организаций, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 60 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
12. Решение органа регулирования включает:
а) величину тарифов;
б) дату введения в действие тарифов, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.