Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(от 21.09.2023 г. N 34204-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.213 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 31 июля по 18 августа 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/07-23/00139964).
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта предусматривается увеличение размера и установление штрафа в размере 20 тысяч рублей за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 8 по 18 сентября 2023 года.
В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", общественной организации "Деловая Россия", закрытого акционерного общества "Урал", акционерного общества "Лорри".
По итогам рассмотрения проекта акта к нему могут быть представлены следующие замечания.
1. Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается в статье 12.213 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части 1 слово "пяти" заменить словом "двадцати", таким образом увеличить сумму административного штрафа за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и установить сумму штрафа в размере 20 тысяч рублей.
КоАП РФ предусмотрены иные случаи привлечения к административной ответственности за невнесение платы. Например, аналогичные нормы применяются к собственникам транспортных средств при невнесении платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог (статья 12.214 КоАП РФ). При этом согласно установленной статьей 12.21 4 КоАП РФ санкции невнесение платы влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Введение штрафа, значительно превосходящего по размеру штраф за административное правонарушение в иных областях правового регулирования за аналогичные правонарушения, является нарушением конституционного принципа справедливости и равенства при назначении наказания.
2. Меры административной ответственности и правила их применения должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет условий его совершения, гарантировать адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который был причинен в результате правонарушения. Предусмотренные законом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства предписаний, что находит отражение в конституционном принципе соразмерности назначения наказания.
Родовым объектом правоотношений, регулируемых главой 12 КоАП РФ, является общественная безопасность в части, касающейся сферы дорожного движения. В качестве непосредственного объекта, заключенного в диспозиции статьи 12.21 3 КоАП РФ, выступают автомобильные дороги, которым может быть причинен вред транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Однако связь между вредом, причиненным конкретным транспортным средством, и участком автомобильной дороги, которому был нанесен вред, не может быть фактически установлена.
Кроме того, совершаемое правонарушение в части причинения вреда автомобильным дорогам напрямую не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку само по себе не может привести к причинению вреда жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, считаем, что увеличение штрафной санкции не соответствует характеру правонарушения и опасности для защищаемой законом ценностей в указанных правоотношениях.
3. Более того, представляется, что увеличение штрафа в четыре раза может быть сопряжено с финансовыми затратами и значительными административными издержками для владельцев транспортных средств, а также негативно отразиться на хозяйственной деятельности предпринимателей.
Предполагаемое негативное воздействие от вступления в силу проекта акта заключается в увеличении тарифов перевозчика для его клиентов (экспедиторов, грузоотправителей). Рост тарифов перевозчиков для экспедиторов и грузоотправителей, в свою очередь, приведет к росту цены перевозимого груза для конечного потребителя - физического лица и повлечет негативные экономические последствия в виде увеличения уровня инфляции и падения покупательской способности конечного потребителя - физического лица. Помимо роста тарифов для конечного потребителя - физического лица увеличение штрафа лишит возможности перевозчика направлять необходимые суммы на обслуживание, ремонт и обновление парка транспортных средств и, как следствие, приведет к росту числа дорожно-транспортных происшествий и снижению безопасности грузоперевозок.
4. Система взимания платы "Платон" (далее - Система) создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Система обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 843 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191" с 1 февраля 2023 г. размер установленной платы составляет 2,84 рубля за километр.
По данным, приведенным на официальном сайте Системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"*(1), протяженность федеральных дорог в Системе составляет 50 774 км, выдано 2,4 млн бортовых устройств, действует 120 автомобилей мобильного контроля и 500 рамок системы контроля.
Таким образом, на каждые 100 км дорог приходится одна рамка контроля.
Из вышеуказанного можно сделать однозначный вывод о достаточном покрытии дорожного полотна системой контроля.
Как указано разработчиком в пояснительной записке к проекту акта, в 2022 году зафиксировано 1 307 628 случаев, когда грузовые транспортные средства различных грузоперевозчиков прошли по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения более 880 км за сутки.
При размере платы, равной 2,84 рубля за километр, владельцы указанных транспортных средств должны были внести плату в размере 2 499,2 рубля.
Разработчик при обосновании необходимости увеличения штрафа указывает, что в таком случае владельцу транспортного средства выгоднее оплатить штраф с предусмотренной КоАП РФ скидкой в 50 %, чем вносить плату за проезд транспортного средства, имеющего максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом необходимо отметить, что, во-первых, данный тезис справедлив только в отношении транспортных средств, прошедших более 880 км в сутки. Количество случаев, когда транспортные средства осуществляли более короткую перевозку, разработчиком не представлено.
Во-вторых, одним из альтернативных вариантов решения указанной проблемы может быть отмена предоставления права уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 12.21 3 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым привести дополнительное обоснование необходимости увеличения размера штрафа либо сохранить действующую редакцию статьи 12.213 КоАП РФ.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта не устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект федерального закона
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.213 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее также - проект акта, Проект) и их позиции (мнения) о его регулирующем воздействии
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, провело публичные консультации по проекту акта с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 8 по 18 сентября 2023 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", общественной организации "Деловая Россия", закрытого акционерного общества "Урал", акционерного общества "Лорри", предложения которых отражены в настоящем приложении.
Результаты проведения публичных консультаций обобщены в сводной таблице результатов проведения публичных консультаций по проекту акта.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта (орфография и пунктуация сохранены без изменений)
N п/п |
Структурная единица проекта акта/отчета |
Замечания и (или) предложения |
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" | ||
1 |
По проекту акта в целом |
Законопроектом предлагается изменить размер штрафа, за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (ч. 1 статьи 12.213 КоАП), с 5 000 до 20 000 рублей. Эксперты "ОПОРЫ РОССИИ" отмечают, что данное увеличение штрафа в 4 раза является значительным и негативно отразится на хозяйственной деятельности предпринимателей. Сам размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн подлежит ежегодной индексации в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Кроме того, для автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн введена система взимания платы "Платон", которая также ежегодно индексируется исходя из фактического изменения индекса потребительских цен. В связи с этим для предпринимателей ежегодно возрастает фискальная нагрузка. На основании вышеизложенного "ОПОРА РОССИИ" категорически против принятия данного законопроекта. |
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" | ||
2 |
По проекту акта в целом |
Проблема, указанная разработчиком в сводном отчете, не актуальна, так как приведенный в пояснительной записке расчет ставит под сомнение его объективность и коммерческую выгоду из-за размытых критериев экономической выгоды (протяженность маршрута, стоимость за километр, т.д.) Существует альтернативный способ решения проблемы. Развитие и строительство новой, а также модернизация и повышение качества уже имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры в целях наглядной демонстрации перевозчикам необходимости своевременного внесения обязательных платежей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, для дальнейшего развития и строительства новой, а также модернизации уже имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры. Вступление проекта акта в силу приведет к росту тарифов Перевозчика для его клиентов (Экспедиторов, Грузоотправителей).
Исключаемое отягчающее обстоятельство (повторность совершения административного правонарушения) при размере административного штрафа противоречит принципу равноправия перед законом, т.к. участник, совершивший правонарушение первый раз, и участник, совершивший правонарушение повторно, получают административный штраф одинакового размера (20 000). Предложение оставить действующую редакцию. Рост тарифов Перевозчиков для Экспедиторов и Грузоотправителей в свою очередь приведет к росту цены перевозимого груза для конечного потребителя - физического лица и повлечет негативные экономические последствия в виде увеличения уровня инфляции и падения покупательской способности конечного потребителя - физического лица. Помимо роста тарифов для конечного потребителя - физического лица увеличение штрафа лишит возможности Перевозчика направлять необходимые суммы на обслуживание, ремонт и обновление парка транспортных средств, и как следствие приведет к росту числа ДТП и снижению безопасности грузоперевозок. Повышение размера штрафа не приведет к желаемому регуляторному воздействию в виде побуждения перевозчиков к добровольной уплате платежей за причинение вреда автомобильным дорогам общего пользования. |
Закрытое акционерное общество "Урал" | ||
3 |
|
Если же и ставить перед собой задачу по предупреждению совершения административных правонарушений, то в примечании 2 к статье 12.21 3 необходимо внести изменение - лицо привлекать к административной ответственности ни "не чаще, чем 1 раз в сутки", а "не чаще, чем при проезде в 100 км, при этом обнуление происходит каждые сутки". Только при таком примечании грузоперевозчику не будет выгодно платить штраф, нежели пользоваться системой "Платон", и если даже нарушитель начнет объезжать а/д федерального значения, он будет нести убытки по расходу топлива и амортизации. Затраты меньше и эффективность больше, чем в предлагаемом проекте (человеческая трудоемкость - это то же затраты). Нельзя увеличивать штрафы резко, тем более в 4 раза, необходимо делать это постепенно, приведу один пример: Почему на табачные изделия цены поднимают не сразу? Да потому что появится больше контрафакта, что в свою очередь повлияет на ухудшение здоровья нации. Так и здесь, появится больше грузоперевозчиков, скрывающих свои госномера, при проезде фотовидеофиксации "Платон". Риски возникают при поднятии штрафа в 4 раза, а именно нравственности. Возникают необоснованные расходы человеческого времени (работы). Чтобы определить среднесуточный пробег автомобиля по а/д общего пользования, в данном случае Федерального значения, необходимо общий километраж всех автомобилей делить на общее количество автомобилей, а так как общий километраж не указан, то среднесуточный в 880 км под вопросом. Больше всего нарушают грузоперевозчики, которые следуют не в дальние рейсы, потому как междугородним, чтобы добраться от одного крупного города в другой, пересекают несколько рамок фотовидеофиксации системы "Платон", то есть междугородним не выгодно нарушать. Отсюда следует, что при повышении размера штрафа в 4 раза ситуация не исправится, а скорее всего ухудшится. Грузоперевозчики, которые не следуют в дальние рейсы, будут ещё больше скрывать госномера. Даже если взять статистику Ростанснадзора, что указана в Пояснительной записке, т.е. 880 км в сутки, то 880 км x 2,84 р/км = 2 499 р. 20 коп., здесь нет никакой выгоды от уплаты штрафа, над уплатой ущерба, а наоборот убыток 125 руб. 80 коп (80 коп. + комиссия при уплате штрафа). |
Акционерное общество "Лорри" | ||
4 |
По проекту акта в целом |
Проблема, обозначенная разработчиком, является актуальной. Альтернативных способов решения проблемы нет. Предлагаемое регулирование имеет ясное, логичное и однозначно понимаемое содержание. Проектируемое регулирование не содержит положения, дублирующие или противоречащие действующему законодательству. Предлагаемое регулирование является фактически исполнимым и обоснованно наличием рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Принятие акта не создает отрицательных последствий для АО "Лорри". |
-------------------------------------------
*(1) http://platon.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.