Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами"
(подготовлен Минтрудом России 09.11.2023 г.)
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты"
(https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=116430 ).
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности.
Проект профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" направлен на деятельность специалистов, занимающихся защитой беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в зоне их эксплуатации. Профессиональный стандарт "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" позволит разработать требования к трудовой деятельности данной категории специалистов, требованиям к образованию и опыту работы.
Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Авиационная безопасность является важнейшим аспектом эксплуатации БВС, при этом, если сравнивать с воздушными судами с пилотом на борту, обеспечение авиационной безопасности носит аналогичный, но в то же время специфический характер. Поскольку станция внешнего пилота аналогична по своему назначению и конструктивному решению кабине пилота, она должна быть аналогичным образом защищена от диверсионных акций и незаконного злоумышленного вмешательства.
С учетом реалий настоящего времени при массовой коммерческой и государственной эксплуатации БАС и повышенной террористической угрозы, необходимо оценивать риски возможной незащищенности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в зоне их эксплуатации. Системы контроля доступа на станцию внешнего пилота должны соответствовать, по крайней мере, такому же стандарту, который действует в коммерческой авиации.
Кроме того, специалисты по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем должны также контролировать доступ на саму станцию внешнего пилота и в помещения, где она расположена и соответственно во всей зоне эксплуатации БАС. Программное обеспечение и линии передачи данных/связи обеспечивают такие же важные функции, как и традиционные средства проводной связи, кабели сети управления и другие системы. В таких линиях может использоваться разнообразное оборудование и программное обеспечение, предоставление и управление, которым может осуществляться третьими сторонами. Безопасность и защита этих линий и видов обслуживания имеют такое же важное значение, как обеспечение безопасности и защиты воздушного судна и станции внешнего пилота. Необходимо исключить несанкционированный к ним доступ, намеренное искажение информации и другие виды вмешательства и злонамеренного захвата, что и должны обеспечить специалисты по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами.
Также профессиональный стандарт позволит:
- поддерживать единый уровень качества труда в организациях, эксплуатирующих БАС;
- проводить аттестацию персонала;
- определить потребность в обучении и повышении квалификации сотрудников;
- проводить независимую оценку результатов обучения.
Так как профессиональный стандарт является профессиональным минимумом, которому должны будут соответствовать специалисты, работающие в сфере авиационной (транспортной) безопасности БАС, то он может быть использован как основа для создания внутренних корпоративных стандартов.
Профессиональный стандарт "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" будет полезен работникам, работодателям и образовательным учреждениям.
Работники смогут применять профессиональные стандарты для:
- Понять свой профессиональный уровень;
- Определить потребность в профессиональном обучении и совершенствовании;
- Понять перспективы продвижения по службе;
- Повысить результативность труда.
Работодатели смогут применять профессиональные стандарты для:
- Определения профессионального уровня работников;
- Подбора квалифицированного персонала;
- Обеспечения профессионального роста персонала;
- Повышения результативности и эффективности труда;
- Разработки должностных инструкций.
Образовательным учреждениям профессиональный стандарт поможет разработать / скорректировать:
- Образовательные программы;
- Программы курсов повышения квалификации;
- Аттестационные программы.
Вид профессиональной деятельности - "Защита беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в зоне эксплуатации"
Основные цели профессиональной деятельности: Обеспечение устойчивой и безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами, защита от актов незаконного вмешательства в деятельность в области гражданской авиации.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности) в которых применим профессиональный стандарт "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
52.23.1 |
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом |
52.23.13 |
Выполнение авиационных работ |
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
Проект профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" (далее - профстандарт) разработан на основе результатов анализа вида профессиональной деятельности, перспектив его развития, а также нормативной, методической и технологической документации. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ). Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Защита беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в зоне эксплуатации". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами ОТФ отнесены 4 и 6 уровням квалификации. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Обобщенные трудовые функции |
Обоснование уровня квалификации |
||
код |
Наименование |
уровень квалификации |
|
A |
Обеспечение авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
4 |
Данная ОТФ требует деятельности под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений, а также ответственности за решение поставленных задач или результатов деятельности группы работников. Характер умений данной ОТФ требует решения различных типов практических задач. А характер знаний требует понимания научно-технических или методических основ решения практических задач и применения специальных знаний, а также самостоятельной работы с информацией. |
B |
Организация обеспечения авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
6 |
Данная ОТФ требует самостоятельной деятельности, определения задач, подчиненных по достижению цели в части организации обеспечения авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами, обеспечения взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственности за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Характер умений требует разработки, внедрения, контроля, оценки и корректировки направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Характер знаний требует применения профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных, самостоятельного поиска, анализа и оценки профессиональной информации |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые специалистом по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг в процессе работы.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые Специалистами по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в процессе работы. Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции | ||
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
Досмотр и допуск физических лиц и автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов в зону эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
A/01.4 |
4 |
Противодействие подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в зоне эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
A/02.4 |
4 |
Контроль за техническими средствами обеспечения авиационной (транспортной) безопасности в зоне эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
A/03.4 |
4 |
Организация досмотра и допуска физических лиц и автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов в зону эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
B/01.6 |
6 |
Организация мероприятий по противодействию в подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в зоне эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
B/02.6 |
6 |
Организация контроля за техническими средствами обеспечения авиационной (транспортной) безопасности в зоне эксплуатации беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
B/03.6 |
6 |
Организация обеспечения качества авиационной (транспортной) безопасности |
B/04.6 |
6 |
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Разработчиком проекта профстандарта является Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для разработки профессионального стандарта.
Со разработчиками профстандарта являются:
- ГБПОУ "Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова". Учредителем техникума является Самарская область в лице министерства образования и науки Самарской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении образовательной деятельности Учреждения и в лице министерства имущественных отношений Самарской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении управления имуществом, закрепленным за Учреждением. ведет подготовку специалистов для металлургической и авиационной промышленности. ... В соответствии с приказом Министерства авиационной промышленности от 20 августа 1954 г. За N567 на базе завода N п/я 208 в сентябре 1954 г. Было организовано техническое училище N5 с непосредственным подчинением Куйбышевскому областному управлению трудовых резервов. Первого октября 1954 г. был произведен первый звонок для учащихся численностью 250 человек.
- АНО ДПО "Центр подготовки специалистов беспилотных систем", город Москва. Центр подготовки специалистов беспилотных систем АНО "ЦП СБС", город Санкт-Петербург с представительством в городе Москва, единственный в России цент имеющий опыт подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем с момента формирования требований, выраженных в профессиональном и образовательном стандартах. Осуществляющий подготовку данных специалистов, для разносторонних организаций, которые разрабатывают и эксплуатируют беспилотные авиационные системы, в том числе и поставляемых для дружественных государств.
- ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал", город Москва - Консалтинговая компания "Авиаперсонал" - более 16 лет надежный партнер ведущих авиакомпаний и аэропортов и других компаний России в решении стратегических и тактических кадровых задач любой сложности. Компания Авиаперсонал более 5 лет является разработчиком профессиональных стандартов отрасли воздушного транспорта.
- Ассоциация партнеров авиационного сообщества "Авиационный персонал" - создана с целью объединения работодателей и координации их деятельности в области решения стратегических кадровых задач авиатранспортной отрасли. Ассоциация "Авиационный персонал" является членом рабочей группы по профстандартам Минтранса РФ и членом рабочей группы Национального Совета при Президенте РФ по квалификациям по анализу государственных целевых программ в области кадрового обеспечения.
Разработка проекта профстандарта проводилась в несколько основных этапов:
- подготовительный;
- исследование вида профессиональной деятельности;
- разработка первой редакции проекта профстандарта;
- проведение профессиональных слушаний;
- профессионально-общественное обсуждение/экспертиза профессионального стандарта;
- представление проекта профстандарта "Специалист по летной эксплуатации беспилотных авиационных систем (внешний пилот) в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами максимальной взлетной массой более 30 кг" в Минтруд России (таблица N 4).
Таблица 4. План разработки проекта профстандарта
Мероприятия |
Срок выполнения |
Формирование экспертной группы с участием руководителей и специалистов-экспертов в области авиационной (транспортной безопасности БАС, специалистов в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, другие специалистов |
Март - апрель 2023 г. |
Проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации в области авиационной (транспортной) безопасности БАС |
Апрель - май 2023 г. |
Разработка проекта функциональной карты профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" |
Май - Июль 2023 г. |
Проведение профессионально-общественных обсуждений проекта профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами", включающих в себя: - размещение проекта профстандарта на сайте разработчика и других организаций, привлеченных к разработке - проведение конференций и круглых столов для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений - размещение информации о ходе разработки проекта профессионального стандарта в СМИ или профильных изданиях |
Июль - Сентябрь 2023 г. |
Сбор, систематизация и анализ замечаний, поступивших на проект профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" |
Сентябрь 2023 г. |
Доработка проекта в соответствии с полученными в ходе общественного обсуждения замечаниями и предложениями и согласование проекта профессионального стандарта с Советом по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
Сентябрь-Октябрь 2023 г. |
Направление проекта профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" и пояснительной записки в Министерство труда и социальной защиты РФ |
Октябрь 2023 г. |
В разработке и обсуждении проекта профессионального стандарта участвовали заинтересованные работодатели: авиакомпании, аэропорты, а также профессиональные сообщества (ассоциации, отраслевые профессиональные объединения, отраслевые консалтинговые компании).
Перечень организаций, участвовавших в разработке профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект разработанного профессионального стандарта
Данный вид профессиональной деятельности регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами.
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
2. Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам"
3. Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".
4. ИКАО 10019 Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)
5. Приложения 17 "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" к Конвенции о международной гражданской авиации и положениями Руководства ИКАО по авиационной безопасности (Doc. 8973).
6. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области эксплуатации беспилотных авиационных систем, специалисты в области управления, обучения и развития персонала другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- эксперт должен иметь высшее или среднее профессиональное образование
- эксперт должен обладать компетенциями, необходимыми для успешного выполнения вида деятельности, описанного в данном профессиональном стандарте;
- эксперт должен иметь опыт работы в данной области не менее 3-х лет;
- эксперт должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых к разработке профессиональных стандартов;
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
В ходе разработки проекта профессионального стандарта был проведен анализ:
- российских и международных профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности, схожим с разрабатываемым проектом профессионального стандарта;
- состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, групп занятий, к которым относится проект профессионального стандарта;
- тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих;
- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, в которых определены требования к квалификации по профессиям, по видам профессиональной деятельности, соответствующим разрабатываемому проекту профстандарта.
При разработке проекта профстандарта были предложены следующие требования к образованию и обучению:
- Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте или программы профессиональной переподготовки в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте
- Высшее образование - бакалавриат и дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте или программы профессиональной переподготовки в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте или программы профессиональной переподготовки в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
В обсуждении проекта профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" в общей сложности приняли участие 20 организаций, эксплуатирующих БАС, 2 аэропорта, 3 ассоциации, Общероссийский профсоюз авиационных работников, государственные и отраслевые компании. Разработчиками было проведено 7 круглых столов, 1 конференция, а также осуществлялись многократные рассылки проекта профессионального стандарта отраслевым экспертам. Свыше 5000 пользователей авиационных интернет порталов удалось ознакомиться с проектом профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами".
По итогам общественного внутриотраслевого обсуждения были получены согласования проекта профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" от профсоюза авиационных работников, работодателей и образовательных организаций (Приложение N 6). Также было получено согласование Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (Приложение N 7).
Общественное обсуждение проекта профстандарта проходило путем:
- Размещения проекта профстандарта на официальном сайте Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (https://sovetvt.ru/proiektry_profstandartov_obshchiestviennoie_obsuzhdieniie);
- Размещения проекта профстандарта на официальном сайте Российского университета транспорта (https://rut-miit.ru/news/180462);
- Размещения проекта профстандарта на сайтах авиатранспортной отрасли и федеральных площадках: (https://www.aviaport.ru/digest/2023/09/25/762169.html, https://kr-media.ru/news/grazhdanskaya-aviatsiya/proekt-professionalnogo-standarta-spetsialist-po-obespecheniyu-aviatsionnoy-bezopasnosti-bespilotnykh/, https://vk.com/wall-203636953_2343, https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/09/26/razrabotan-proekt-profstandarta-spetsialist-po-obespecheniyu-avi)
- На сайте профсоюза авиационных работников (http://www.tskopar.ru/index.php/3265-14-oktyabrya-2022-g-soglasovan-professionalnyj-standart )
- рассылки проекта профессионального стандарта отраслевым экспертам;
- проведения круглых столов и рабочих совещаний на базе СПК ВТ:
- Заседание межведомственной рабочей группы по организации сопряжения программ обучения и требований к квалификациям специалистов в области беспилотных авиационных систем, 30 мая 2023 года, г. Москва.
- "Профстандарты БАС" (онлайн), 19 июня 2023 года, г. Москва. цели и задачи, вид профессиональной деятельности разрабатываемого профстандарта.
- Обсуждение профстандарта "БАС", 13 июля 2023 года, г. Москва.
- "Профстандарты БАС" (онлайн), 23 августа 2023 года, г. Москва.
- Заседание межведомственной рабочей группы по организации сопряжения программ обучения и требований к квалификациям специалистов в области беспилотных авиационных систем, 26 сентября 2023 года, г. Москва.
Фотоматериалы с мероприятий:
Полная информация по профессионально-общественному обсуждению представлена в Приложении N 2. Полный перечень участников обсуждения проекта профессионального стандарта представлен в Приложении N 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профстандарта приведены в Приложении N 4. Согласовательные письма от профсоюза авиационных работников, работодателей и образовательных организаций работодателей к проекту профессионального стандарта в Приложении N 6.
Председатель |
Борисенко А.И. |
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к разработке и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
Москва |
2. |
Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
Москва |
3. |
АНО ДПО "Центр подготовки специалистов беспилотных систем" |
Москва |
4. |
Ассоциация партнеров авиационного сообщества "Авиационный персонал" |
Москва |
5. |
ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал" |
Москва |
6. |
ГБПОУ "Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова" |
Самара |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Общероссийский профсоюз авиационных работников |
Москва |
2. |
МВД России |
Москва |
3. |
Аэропорт Емельяново |
Москва |
4. |
ООО "Аэромакс" |
Москва |
5. |
Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Сведения о профессионально-общественном обсуждении проекта профессионального стандарта
Размещение проекта профессионального стандарта на сайтах |
Проведение публичных мероприятий: конференций (включая интернет-конференции), круглых столов, семинаров и других мероприятий |
Размещение информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации (отраслевые газеты, журналы, периодические издания) |
Организации, привлеченные к проведению профессионально-общественного обсуждения (ПОО) разрабатываемого профстандарта |
|||
Специализированный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ "Профессиональные стандарты" |
https://profstandart.rosmintrud.ru/ |
Кругый стол "Развитие БАС" |
Обсуждение разработанных проектов профессиональных стандартов |
Официальный сайт Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
https://sovetvt.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 |
1. Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, город Москва 2. Государственное казённое учреждение "Управление аварийно-спасательной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" 3. ФГАОУ ВО Российский университет транспорта (МИИТ), город Москва 4. АНО ДПО "Центр подготовки специалистов беспилотных систем", город Москва 5. ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал", город Москва 6. ООО "Аэромакс", город Москва 7. ООО "Лаборатория будущего" 8. Ассоциации "Аэропорт" ГА 9. ГБПОУ "Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова" 10. АО "Почта России", город Москва 11. Ассоциация партнеров авиационного сообщества "Авиационный персонал" 12. ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России 13. Министерство внутренних дел России (Департамент информационных технологий, связи защиты информации) 14. Научно-исследовательский институт специальной техники (Центр специальных транспортных средств) МВД России 15. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (отдела организации применения беспилотных авиационных систем управление авиации и авиационно-спасательных технологий) 16. Федеральная служба безопасности Российской Федерации 17. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) |
Официальный сайт Совета по професссиональным квалификациям воздушного транспорта |
https://sovetvt.ru/proiektry_profstandartov_obshchiestviennoie_obsuzhdieniie |
Онлайн совещание с ВНИИ Труда по вопросам разработки ПС БАС |
Совещание по вопросам разработки профессиональных стандартов воздушного транспорта |
Общероссийский профсоюз авиаработников |
http://www.tskopar.ru/index.php/3265-14-oktyabrya-2022-g-soglasovan-professionalnyj-standart |
|
Информационное агентство "Авиапорт" |
https://www.aviaport.ru/digest/2023/09/25/762169.html |
Онлайн кругый стол- "Разработка профстандартов БАС по распоряжению Правительства РФ" |
Обсуждение разработанных проектов профессиональных стандартов |
Профсоюз работников транспортной безопасности |
https://vk.com/wall-203636953_2343 |
|
Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" |
https://kr-media.ru/news/grazhdanskaya-aviatsiya/proekt-professionalnogo-standarta-spetsialist-po-obespecheniyu-aviatsionnoy-bezopasnosti-bespilotnykh/ |
Заседание Совета по профессиональным квалификаициям воздушного транспорта |
Обсуждение разработанных проектов профессиональных стандартов и утверждение |
Информационное агентство "Авиапорт" |
https://www.aviaport.ru/digest/2023/09/25/762169.html |
|
Расширенные заседания рабочих групп по разработке ПС
|
Обсуждение разработанных проектов профессиональных стандартов
|
Общероссийский профсоюз авиационных работников |
http://www.tskopar.ru/index.php/3512-9-avgusta-2023-g-o-bespilotnykh-aviatsionnykh-sistemakh |
|||
Журнал RUБЕЖ Это первый в России отраслевой lifestyle - журнал по теме безопасности. Он адресован, прежде всего, интеграторам, поставщикам оборудования, должностным лицам и сотрудникам специализированных служб. |
https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/09/26/razrabotan-proekt-profstandarta-spetsialist-po-obespecheniyu-avi |
|||||
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
Заседания межведомственной рабочей группы по организации сопряжения программ обучения и требований к квалификациям специалистов в области беспилотных авиационных систем |
Обсуждение разработанных проектов профессиональных |
Национальный авиационный журнал "Крылья Родины" |
https://kr-media.ru/news/grazhdanskaya-aviatsiya/proekt-professionalnogo-standarta-spetsialist-po-obespecheniyu-aviatsionnoy-bezopasnosti-bespilotnykh/ |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации, регион |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Расширенное заседание рабочей группы по разработке ПС "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" (онлайн) |
18.05.2023 |
ООО "Аэромакс" |
Начальник ОПиОАП |
Сердюк Олег Иванович |
Государственное казённое учреждение "Управление аварийно-спасательной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" |
Начальник отдела по применению беспилотных летательных аппаратов и робототехнических средств |
Дронов Алексей Анатольевич |
||
Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова |
Методист, эксперт в области авиационной безопасности |
Малышев Александра Валентинович |
||
ООО "Лаборатория будущего" |
Аналитик бизнес-процессов |
Хаматнуров Руслан Борисович |
||
ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал", город Москва |
Директор научно-образовательного центра воздушного транспорта |
|
||
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" |
Эксперт |
Кудряков Сергей Алексеевич |
||
СТиС МВД России |
Генеральный директор |
Теут Дан Федорович |
||
АНО ДПО "Центр подготовки специалистов беспилотных систем" |
Исполнительный директор, Руководитель комитета по профессиональным стандартам и квалификациям СПК ВТ |
Макаров Василий Викторович |
||
Ассоциация партнеров авиационного сообщества "Авиационный персонал", СПК ВТ |
Начальник |
Ермилина Анна Сергеевна |
||
ООО "Аэромакс-Авиа(Северо-Запад)". |
|
Прохоров Сергей Александрович |
||
АО "Почта России" |
Руководитель направления |
Чернышев Юрий Петрович |
||
Ассоциация "Авиационный персонал" |
Исполнительный директор, Руководитель Комитета по профессиональным стандартам и квалификациям |
Ермилина Анна Сергеевна |
||
Круглый стол "Профстандарты БАС" (онлайн) |
13.06.2022 |
Ассоциация "Авиационный персонал" |
Исполнительный директор, Руководитель Комитета по профессиональным стандартам и квалификациям |
Ермилина Анна Сергеевна |
МВД России |
Отдел организации и применения РБК и БВС УС ДИТСиЗИ |
Куликов Иван Николаевич |
||
ФКУ НПО "СТиС" МВД России |
Начальник РИО УМЦ учреждения ФКУ НПО "СТиС" МВД России |
Теут Дан Федорович |
||
МВД России |
Научный сотрудник ОПВОА ЦСТС НИИСТ ФКУ НПО "СТиС" |
Чайковский Александр Валентинович |
||
Федеральное агентство воздушного транспорта |
Консультант отдела летно-методической работы Управления летной эксплуатации Росавиации |
Розов Павел Борисович |
||
ООО "Аэромакс" |
Руководитель управления безопасности полетов |
Минаков Алексей Николаевич |
||
АО "НЦВ Миль и Камов" |
Летчик-испытатель |
Наумов Николай Николаевич |
||
АО "НПП "Радар ММС" |
Заместитель начальника летно-испытательного комплекса по беспилотным авиационным системам |
Цыпуков Александр Владимирович |
||
АО "Почта России" |
Руководитель направления |
Чернышев Юрий Петрович |
||
ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал" |
Генеральный директор |
Мирошниченко Анастасия Александровна |
||
ООО "ТАиП" |
Заместитель начальника отдела безопасности полётов и сертификации |
Ткаченко Максим Алексеевич |
||
Расширенное заседание рабочей группы по разработке ПС "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" (очно) |
19.06.2023 |
МВД России |
Отдел организации и применения РБК и БВС УС ДИТСиЗИ |
Куликов Иван Николаевич |
ООО "ТАиП" |
Заместитель начальника отдела безопасности полётов и сертификации |
Ткаченко Максим Алексеевич |
||
МЧС России |
Начальник беспилотной авиации |
Межуев Михаил Всеволодович |
||
ФКУ НПО "СТиС" МВД России |
Начальник РИО УМЦ учреждения ФКУ НПО "СТиС" МВД России |
Теут Дан Федорович |
||
МВД России |
Научный сотрудник ОПВОА ЦСТС НИИСТ ФКУ НПО "СТиС" |
Чайковский Александр Валентинович |
||
Федеральное агентство воздушного транспорта |
Консультант отдела летно-методической работы Управления летной эксплуатации Росавиации |
Розов Павел Борисович |
||
АО "НЦВ Миль и Камов" |
Летчик-испытатель |
Наумов Николай Николаевич |
||
АО "НПП "Радар ММС" |
Заместитель начальника летно-испытательного комплекса по беспилотным авиационным системам |
Цыпуков Александр Владимирович |
||
АО "Почта России" |
Руководитель направления |
Чернышев Юрий Петрович |
||
Ассоциация "Авиационный персонал" |
Исполнительный директор, Руководитель Комитета по профессиональным стандартам и квалификациям |
Ермилина Анна Сергеевна |
||
ООО "ТАиП" |
Заместитель начальника отдела безопасности полётов и сертификации |
Ткаченко Максим Алексеевич |
||
Заседание межведомственной рабочей группы по организации сопряжения программ обучения и требований к квалификациям специалистов в области беспилотных авиационных систем |
30.05.2023 и 26.09.2023 |
Министерство обороны Российской Федерации |
Начальник отдела (организации подготовки личного состава к применению комплексов беспилотной авиации) управления беспилотной авиации командования Военно-воздушных сил Главного командования Воздушно-космических сил Российской Федерации |
Кузьмиченко Максим Юрьевич |
Начальник кафедры факультета (беспилотной авиации), кандидат технических наук, доцент Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил |
Свищо Виталия Степановича |
|||
Федеральная служба безопасности Российской Федерации |
Начальник структурного подразделения Управления авиации |
Гвоздев Сергей Николаевич |
||
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) |
|
Комиссаров Андрей Владимирович |
||
Министерство внутренних дел Российской Федерации |
Начальник отдела обучения и выставочной деятельности Учебно-методического центра Федерального казенного учреждения научно-производственного объединения "Специальная техника и связь" |
Теут Дан Федорович |
||
Научный сотрудник Центра специальных транспортных средств Научно-исследовательского института специальной техники Федерального казенного учреждения научно-производственного объединения "Специальная техника и связь" |
Чайковский Александр Валентинович |
|||
ФАУ "РосКапСтрой" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Советник директора |
Демченко Елена Сергеевна |
||
Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
Начальник отдела Управления методического обеспечения образовательной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московского авиационного института, кандидат социологических наук. доцент |
Кущев Николай Петрович |
||
Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники |
Директор Центра транспортной безопасности руководитель направления подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова" |
Бакланов Валерий Борисович |
||
Фонд "Национальное интеллектуальное развитие" |
Директор дирекции проектов развития |
Трифонов Марк Александрович |
||
Заседание Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
26.05.2023 |
СПК ВТ |
Председатель |
Борисенко А.И. |
АО "Авиакомпания "Сибирь" |
Директор по социальному развитию и медицинскому обеспечению |
Антошкина С.Д. |
||
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" |
Заместитель директора по управлению персоналом |
Банников С.А. |
||
Дмитровский институт непрерывного образования государственного университета "Дубна" Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Университет "Дубна" |
Заместитель директора |
Бородин Д.В. |
||
Ассоциация "Аэропорт" ГА |
Генеральный директор |
Горбачев В.И. |
||
Ассоциации "Авиационный персонал" |
Исполнительный директор |
Ермилина А.С. |
||
ООО "Аэродинамика" |
Руководитель Авиационного учебного центра |
Игумнова М.В. |
||
ПАО "Аэрофлот" |
Командир учебно-лётного отряда |
Изосимов Н.В. |
||
ГАПОУ МО Профессиональный колледж "Московия" |
Руководитель АУЦ |
Кулешова Э.С. |
||
Компания с ограниченной ответственностью "Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед" |
Заместитель руководителя направления кадрового документооборота |
Малькова Н.С. |
||
ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал" |
Генеральный директор |
Мирошниченко А.А. |
||
АО "Международный аэропорт Шереметьево" |
Эксперт по методологическому сопровождению службы обучения |
Рыжова Н.Л. |
||
Общероссийский профсоюз авиационных работников |
Председатель |
Селитринников В.И. |
||
ООО "Домодедово Секьюрити" |
Начальник группы досмотра грузов, багажа и бортовых запасов Службы авиационной безопасности Департамента Транспортной безопасности |
Седых Д.В. |
||
ФКП "Аэропорты Севера" |
Начальник управления персоналом |
Сидоренко Р.С. |
||
ПАО Авиакомпания "ЮТэйр" |
Советник заместителя генерального директора - старший операционный директор |
Ситнянский А.И. |
||
ООО "Волга-Днепр-Москва" |
Директор Департамента предотвращения авиационных происшествий и управления безопасностью полетов |
Сурина Э.И. |
||
ООО "Аэропорт "Емельяново" |
Заместитель генерального директора по персоналу |
Талдыкин А.И. |
||
АО "Международный аэропорт Внуково" |
Начальник отдела организации обучения персонала Дирекции по управлению персоналом |
Зиль О.Н. |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
ФИО и должность эксперта |
Организация, регион |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1. |
Чернышев Юрий Петрович, Руководитель направления |
АО "Почта России" |
1. В разделе I "Основная цель вида профессиональной деятельности" название цели предлагается изложить в редакции: "Обеспечение защищенности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами от противоправного использования, противодействие актам незаконного вмешательства при эксплуатации беспилотных авиационных систем". Обеспечение устойчивой и безопасной эксплуатации БАС - это функция эксплуатанта БАС, в составе которого могут осуществлять деятельности специалисты службы авиационной безопасности. Вместе с тем, обеспечение устойчивой и безопасной эксплуатации БАС достигается не только мероприятиями авиационной безопасности, но и, прежде всего, мероприятиями по обеспечению безопасности полетов, включающими поддержание летной годности эксплуатируемых БАС, подготовку авиационного персонала эксплуатанта, и др. 2. В разделе II "Описание трудовых функций" в наименовании трудовой функции по коду А/01.4 дополнить словами ", исключение возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам". 3. В разделе II "Описание трудовых функций" в наименовании трудовой функции по коду А/02.4 слова "Реагирование на подготовку совершения или совершение" заменить на "Противодействие подготовке и совершению". Мероприятия служб авиационной безопасности и специалистов таких служб должны носить не "реагирующий" характер, а быть направлены на исключение таких случаев и подготовки их совершения. 4. С учетом предложенных корректировок по кодам А/01.4 и А/02.4 соответственно скорректировать наименование трудовых функций по кодам В/01.6 и В/02.6. 5. С учетом предложенных выше корректировок скорректировать содержание раздела III "Характеристика обобщенных трудовых функций". |
Принято. |
2. |
Д.Б. Панюшин Врио начальника пoлкoвник внутренней службы |
ФКУ НПО "СТиС" МВД России |
В разделе "III. Характеристика обобщенных трудовых функций" в пункте: "3.1.1. Трудовая функция" в подпункте "Трудовые действия" в абзаце 6,7,8,9 слова "МВД РФ, МВД РФ" заменить словами "МВД России, ФСБ России"; в пункте: "3.1.2. Трудовая функция" в подпункте "Трудовые действия" в абзаце 6,7 слова "МВД РФ, МВД РФ" заменить словами "МВД России, ФСБ России"; в пункте: "3.1.3. Трудовая функция" в подпункте "Трудовые действия" в абзаце 7,8 слова "МВД РФ, МВД РФ" заменить словами "МВД России, ФСБ России", в подпункте "Необходимые знания" в абзаце 4 слова "...безопасности порядков..." заменить словами "...безопасности порядка. .."; в пункте: "3.2.1. Трудовая функция" в подпункте "Трудовые действия" в абзаце 7,8 слова "МВД РФ, МВД РФ" заменить словами "МВД России, ФСБ России"; в пункте: "3.2.2. Трудовая функция" в подпункте "Трудовые действия" в абзаце 4,5 слова "МВД РФ, МВД РФ" заменить словами "МВД России, ФСБ России". |
Принято. |
3. |
В. Горбачев Генеральный директор |
Ассоциации "Аэропорт" ГА |
Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" понятие "Авиационная безопасность" является составной частью "Транспортной безопасности" (статья 3 пункт 4), в связи с чем при разработке "Профстандарта" необходимо руководствоваться только этим документом как по фразеологии, так и по требованиям. К тому же в настоящее время готовятся поправки в "Воздушный кодекс РФ", где будет исключено понятие "Авиационная безопасность".
Понятия "Эксперт по транспортной безопасности" и "Эксперт по авиационной безопасности" необходимо унифицировать, т.е. ввести только одно понятие "Эксперт по транспортной (авиационной) безопасности.
Далее вместо слов:
- "Умение пользоваться охранным телевидением" лучше записать "системами видеонаблюдения". - "Отражение нападения" лучше записать "нейтрализация" нападения.
Необходимо исключить из требований такие понятия, как:
"Применение спецсредств и служебного огнестрельного оружия", поскольку что у сотрудников по обеспечению ТБ (АБ) нет разрешения на оснащение этим оружием и его применение. |
Принято. |
4. |
С. Кудряков, Директор
|
Образовательный центр воздушного транспорта РУТ(МИИТ). |
Касательно предложенного проекта Профессионального стандарта предлагаю обсудить возможность для трудовых функций B/03.5 и В/04.5 определения 6-го уровня квалификации, при этом для трудовой функции В/04.5 использовать определение "Организация обеспечения качества авиационной (транспортной) безопасности". Возможен вариант переноса этих функций в отдельную обобщенную функцию, например, "Организация обеспечения авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами"
Расширение профстандарта до шестого уровня позволит образовательным организация высшего образования предлагать профили бакалавриата по тематике безопасности эксплуатации БАС и создаст перспективный задел для формирования руководящих кадров, в том числе и для тяжелых БВС. |
Принято. |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей проекту профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
Область профессиональной деятельности |
17. Транспорт (Воздушный транспорт) |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами |
Должность (профессия рабочего) |
Нет |
ФГОС |
25.03.03 Аэронавигация |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Да |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
5419 Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности, не входящие в другие группы |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
Нет |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Инспектор по досмотру |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта |
Особые условия допуска к профессии |
Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления Отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании (до прекращения диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией Наличие заключения органов внутренних дел о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности Отсутствие в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму Отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию Не допускаются досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года Не допускаются сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности Не допускаются непрошедшие в установленном порядке подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности Не допускаются непрошедшие ежегодный профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления Отсутствие административного наказания за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно после утверждении ПС и наименований квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Аviation security inspector |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Защита беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в зоне эксплуатации |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте или программы профессиональной переподготовки в области авиационной (транспортной) безопасности на воздушном транспорте |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, занимающиеся эксплуатацией беспилотных авиационных систем |
Родственные профессии |
Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в различные организации, занимающиеся эксплуатацией беспилотных авиационных систем |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
40000 |
максимальная - |
100000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами" останется востребованной и перспективной в долгосрочной перспективе |
Ключевые слова |
Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами, обеспечение авиационной безопасности, авиационная безопасность, транспортная безопасность |
Приложение 6
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Согласовательные письма работодателей к проекту профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами"
Приложение 7
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных
авиационных систем в составе с одним или
несколькими беспилотными воздушными судами"
Согласование Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта проекта профессионального стандарта "Специалист по обеспечению авиационной безопасности беспилотных авиационных систем в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными судами"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.