Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения повторно. В отношении предыдущих редакций проекта акта подготовлены заключения об оценке регулирующего воздействия от 4 сентября 2018 г. N 25085-СШ/Д26и, от 11 декабря 2019 г. N 43022-СШ/Д26и, от 11 июля 2022 г. N 25628-АХ/Д26и, от 25 апреля 2023 г. N 14344-АХ/Д26и.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 5 июля по 1 августа 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/07-23/00139771).
Проект акта предполагает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее -Закон о занятости), предусматривающих в целом отмену лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Ранее разработчиком предлагалось заменить действующие лицензионные требования требованиями аккредитации. Вместе с тем изменения состава таких требований не предполагалось. В связи с этим Минэкономразвития России был сделан вывод о том, что в проекте акта не выявлены положения, вводящие новые обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц.
В актуальной редакции проекта акта предлагается отказаться как от лицензионных требований, так и от требований аккредитации.
В отношении частных служб занятости, занимающихся трудоустройством моряков на иностранные суда и оказывающих им консультации, разработчиком предлагается уведомительный порядок для начала осуществления их деятельности.
Проектом акта контроль за деятельностью указанных организаций возлагается на Федеральную службу по труду и занятости.
Предусмотренные проектом акта требования к юридическим лицам на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков приведены в соответствие с положениями пункта 5 Стандарта А1.4 Подбор и трудоустройство Конвенции 2006 года "О труде в морском судоходстве" (далее соответственно -Стандарт А1.4, Конвенция).
Минэкономразвития России в заключении от 25 апреля 2023 г. N 14344-АХ/Д26и отразило замечания и предложения в части корректировки перечня требований к частным службам занятости. Кроме того, по результатам проведения согласительного совещания с Минтрудом России замечания Минэкономразвития России не были учтены, разногласия не урегулированы (письмо от 19 мая 2023 г. N 17551-АХ/Д26и).
Проектом акта в настоящей редакции не учтены замечания и предложения Минэкономразвития России в следующей части.
1. Пунктом 2 проектируемой редакции статьи 182 Закона о занятости закреплены требования к частным службам занятости, которые отсутствуют в Стандарте А1.4 Конвенции, а именно:
- наличие у юридического лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков;
- наличие в штате юридического лица работника и руководителя, имеющих высшее профессиональное образование в области морского транспорта, подтвержденное документом о высшем образовании, а также стаж работы на морском судне не менее одного года для работника, не менее пяти лет для руководителя.
Минэкономразвития России предлагает сохранить перечень требований в строгом соответствии с Конвенцией, исходя из международных обязательств Российской Федерации и учитывая ратификацию указанной Конвенции.
2. Кроме того, в проекте акта не учтено следующее замечание Минэкономразвития России.
Проект акта в пункте 3 проектируемой редакции статьи 182 Закона о занятости сохранил формулировки, дословно повторяющие положения Конвенции.
Данные положения носят чрезмерно общий и неопределенный характер, затрудняющий как их понимание, так и их исполнение и контроль.
В частности, абзац восьмой пункта 3 проектируемой редакции статьи 182 Закона о занятости содержит требование к российским юридическим лицам, осуществляющим деятельность по трудоустройству за границей моряков, удостоверяться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту.
Данный подход не корреспондирует таким принципам, как правовая определенность и исполнимость, закрепленным в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях).
Таким образом, замечание Минэкономразвития России не было учтено, вышеуказанное положение осталось в проекте акта.
3. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об обязательных требованиях положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года,но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Кроме того, проект акта не учитывает поручение Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 4446-П36-ММ.
Учитывая изложенное, проект акта подлежит доработке в указанной части.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта устанавливаются обязательные требования в соответствии с Законом об обязательных требованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.