Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил добычи объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в периоды с 18 по 31 июля и с 27 сентября по 3 октября 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/07-23/00140017).
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 24 апреля 2023 г. N 1104-П36-ДГ в целях улучшения условий заявителей при их обращении за получением разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также установления возможности оперативного изъятия объектов животного мира в связи с угрозой для жизни людей, а также в целях спасения жизни самого животного, в том числе предотвращения страданий больных и (или) травмированных объектов животного мира.
Разработчиком в качестве проблем действующего регулирования отмечаются длительность предоставления государственной услуги по получению разрешения на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также невозможность оперативного изъятия объектов животного мира в целях предотвращения страдания самого животного.
Решение обозначенных проблем разработчиком предлагается путем внесения изменений в Правила добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 13.
Кроме того, проектом акта предусмотрено сокращение сроков предоставления услуги по получению разрешения на добывание до 15 рабочих дней.
Проектом акта предусмотрено новое основание добычи объектов животного мира, не предусмотренное действующим регулированием: предотвращение страданий больных или травмированных объектов животного мира.
Согласно абзацу 5 пункта 6 проекта акта в случае добычи объектов животного мира в целях предотвращения страданий больных или травмированных объектов животного мира к заявлению прикладывается заключение специалиста в области ветеринарии. Больные и травмированные объекты животного мира после лечения и реабилитации подлежат выпуску в среду обитания, а если физическое состояние объектов животного мира не позволяет возвратить их в среду обитания, такие объекты животного мира передаются юридическим и физическим лицам, имеющим условия для их содержания и разведения в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных объектов животного мира при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания объекта животного мира или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью объекта животного мира, объект животного мира может быть умерщвлен.
По итогам рассмотрения проекта акта к нему могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с установленным в статье 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) принципом правовой определенности и системности обязательное требование должно быть логичным, ясным и понятным правоприменителю и иным лицам.
Абзацем пятым пункта 6 предлагаемой редакции проекта акта предусмотрено, что в случае добычи объектов животного мира в целях предотвращения страданий больных или травмированных объектов животного мира к заявлению прикладывается заключение специалиста в области ветеринарии.
В то же время проект акта не содержит требований к перечню информации, которая должна содержаться в заключении.
Таким образом, проектом акта не определено, какие сведения должно содержать заключение специалиста в области ветеринарии для того, чтобы Росприроднадзором было принято решение о выдаче разрешения на добычу объектов животного мира, либо достаточным основанием является любое заключение специалиста в области ветеринарии.
2. Согласно установленному в пункте 6 проекта акта положению в случае, если физическое состояние объектов животного мира не позволяет возвратить их в среду обитания, такие объекты животного мира передаются юридическим и физическим лицам, имеющим условия для их содержания и разведения в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Проектом акта не регламентирован порядок и условия передачи объектов животного мира, не установлено, имеет ли данная процедура заявительный порядок и предполагает ли согласие либо возможность юридических или физических лиц отказаться от получения объектов животного мира.
Более того, проект акта не содержит критерии отнесения условий содержания к надлежащим условиям для содержания и разведения объектов животного мира в рассматриваемом случае.
3. Концепцией перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р, проектом по оптимизации и автоматизации видов разрешительной деятельности, реализуемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279, установлен приоритет перевода услуг в электронный вид.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) под предоставлением государственных услуг в электронной форме понимается их предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ).
С учетом изложенного представляется необходимым установить в проекте акта возможность получения разрешения на добычу объектов животного мира, а также направления уведомлений о ходе предоставления или об отказе в предоставлении разрешения посредством ЕПГУ.
4. Перечень документов, представляемых заявителем, необходимо также привести в соответствие с описанием целевого состояния оказания государственных услуг.
Перечень документов, представляемых заявителем самостоятельно, необходимо скорректировать с учетом того, что при подаче заявления посредством ЕПГУ заявитель не представляет документ, удостоверяющий личность, поскольку информация об указанном документе подтверждается сведениями, находящимися в личном кабинете в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Кроме того, при подаче заявления посредством ЕПГУ полномочия представителя заявителя могут быть подтверждены через платформу полномочий ЕПГУ, в связи с чем представление заявителем документов, подтверждающих полномочия, в указанном случае также не требуется.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого закона государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного закона государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в проекте акта подлежат исключению документы, которые могут запрашиваться органом, предоставляющим государственную услугу, в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.