Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее соответственно - законопроект, КоАП РФ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 сводного отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) законопроект разработан на основании указания Президента Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1737.
Согласно пункту 1.6 раздела 1 сводного отчета целью законопроекта является предотвращение самовольной добычи отдельных видов полезных ископаемых (в частности, нерудные полезные ископаемые, уголь и торф).
На основании информации, представленной разработчиком законопроекта в сводном отчете, способом достижения данной цели является ужесточение административной ответственности за указанное правонарушение.
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 19 июля по 8 августа 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID законопроекта: N 02/04/07-23/00140149).
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), безотносительно их принадлежности к обязательным требованиям.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующего замечания к законопроекту.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается статью 7.3.1 КоАП РФ дополнить частью 2, в соответствии с которой самовольная добыча нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа юридическим лицом, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в двукратном размере стоимости нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа, являющихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц - в трехкратном размере стоимости нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Невозможно определить:
- почему разработчиком законопроекта был выбран именно такой (двукратный, трехкратный) размер стоимости нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа в качестве объективной стороны административного правонарушения, чем обосновано указанное решение разработчика;
- каким образом (в каком порядке, с помощью каких конкретных доказательств), а также кем будет осуществляться доказывание объема и определение объективной стоимости самовольно добытых нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа;
- в связи с чем для должностных лиц в качестве объективной стороны административного правонарушения предусматривается двукратный размер стоимости нерудных полезных ископаемых и (или) угля и (или) торфа, а для юридических лиц - трехкратный, в частности совершают ли должностные лица меньшее количество соответствующих административных правонарушений, чем юридические лица, а также отличается ли степень общественной опасности (размер ущерба) от административных правонарушений, совершенных указанными лицами.
Содержание мер юридической ответственности должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Дополнительно к изложенному обращаем внимание, что согласно пункту 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, проекты нормативных правовых актов вносятся в Правительство Российской Федерации с пояснительной запиской, содержащей информацию о соответствии проектов нормативных правовых актов положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации. В пояснительную записку дополнительно подлежит включению следующая информация:
к проектам федеральных законов по вопросам пересмотра установленных мер административной ответственности - данные, подтверждающие невозможность воздействия на противоправное поведение имеющимися средствами, включая статистические данные за 5 лет, предшествующих году внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации, а также подтверждающие обоснованность выбора видов и размеров предлагаемых административных наказаний, в том числе с учетом требований соразмерности и индивидуализации административной ответственности, возможности исполнения наказаний лицами, в отношении которых предлагается установить административную ответственность;
к проектам федеральных законов по вопросам введения новых составов административных правонарушений - информация, указывающая на объект, защиту которого преследует проектируемое правовое регулирование, распространенность и значительность нарушений установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований, статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего правового регулирования, сведения о соответствии проектируемых норм нормам отраслевого законодательства, а также о нагрузке на должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и затратах, необходимых для осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проблема обоснована разработчиком;
в законопроекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не устанавливает обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.