Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(от 14.11.2023)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), направленный Минсельхозом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/08-23/00140784). Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 10 августа по 6 сентября 2023 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта, согласно которой в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений не поступало.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке.
Проектом акта предполагается дополнить Правила создания Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, ее развития и эксплуатации, включая правила регистрации и представления сведений и информации в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, сроки, формы и форматы представления сведений и информации, требования к обеспечению доступа к информации, содержащейся в такой системе, а также формы и порядок направления запросов о представлении информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет" и единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1722 (далее соответственно - Правила создания ФГИС прослеживаемости зерна, ФГИС прослеживаемости зерна), положениями об аварийной ситуации в работе ФГИС прослеживаемости зерна, особенностями оформления товаросопроводительных документов на партии зерна или партии продуктов переработки зерна, учета сведений и информации, указанных в пункте 34, подпункте "а" пункта 36, пунктах 38 и 40 Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна.
Также проектом акта вносятся синхронизированные с вышеуказанными изменениями дополнения в Правила оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1721 (далее - Правила оформления товаросопроводительного документа).
Согласно протоколу заочного заседания рабочей группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в сфере животноводства и растениеводства в полном составе от 31 августа 2023 г. N 66/ЗО-ПС принято решение о согласовании проекта акта.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых от Ассоциации "Национальный рисовый союз" направила поступили замечания и предложения, а ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" проинформировал об их отсутствии.
Проектом акта определяются обязательные требования, правовые и организационные основы которых установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), вместе с тем ряд проектируемых требований ему не соответствует.
При включении в проект акта обязательных требований должны соблюдаться принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований, содержание которых раскрывается в статьях 4-9 Закона N 247-ФЗ, а также условия установления обязательных требований, указанные в статье 10 Закона N 247-ФЗ.
Обращаем внимание на наличие к проекту акта следующих замечаний, а также рисков принятия предлагаемого регулирования.
1. Согласно проектируемому подпункту 2 пункта 47(2) Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна в период действия аварийной ситуации оператором ФГИС прослеживаемости зерна, функции которого осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр Агроаналитики", по согласованию с разработчиком должен утверждаться специальный порядок работы поставщиков информации, товаропроизводителей и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги, во ФГИС прослеживаемости зерна (далее - специальный порядок).
Отмечаем, что в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" порядок создания ФГИС прослеживаемости зерна, ее эксплуатации, включая правила представления сведений и информации, сроки, формы и форматы представления сведений и информации, требования к обеспечению доступа к информации, содержащейся в ней, а также формы и порядок направления запросов о представлении информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также то, что проект специального порядка не будет рассматриваться на заседаниях рабочих групп по "регуляторной гильотине", принципиально важные процедуры, связанные с работой ФГИС прослеживаемости зерна в период действия аварийной ситуации, должны быть включены в проект акта, без чего дать оценку проектируемому регулированию в указанной части не представляется возможным.
2. В целях реализации принципа правовой определенности, установленного статьей 7 Закона N 247-ФЗ, а также во избежание возможных рисков возникновения негативных последствий, вызванных непоступлением необходимой в соответствии с проектируемыми пунктами 47(2), 47(4), 47(5) Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна информации, связанной с аварийными ситуациями, как хозяйствующим субъектам, так и оператору ФГИС прослеживаемости зерна посредством любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), разработчику следует предусмотреть в отношении оператора ФГИС прослеживаемости зерна функционал подтверждения получения и (или) направления соответствующей информации.
В условиях отсутствия в сводном отчете сведений по данному вопросу оценить в полной мере эффективность реализации проекта акта в случае его принятия в указанной части не представляется возможным.
3. Указание в проектируемом пункте 47(3) Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна на обязанность хозяйствующих субъектов в отсутствие технической возможности представления во ФГИС прослеживаемости зерна сведений и информации, указанных в пункте 34, подпункте "а" пункта 36, пунктах 38 и 40 Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна, вызванной действием аварийной ситуации, по внесению указанных сведений и информации в эксплуатируемые ими информационные системы не содержит ссылок на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми такие системы должны быть у хозяйствующих субъектов и вестись ими применительно к предметной области проекта акта.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 247-ФЗ обязательные требования могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами в случаях и пределах, которые определены федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Отмечаем, что делегирование полномочий по установлению обязательных требований в данном случае не предусмотрено.
Соответственно, несмотря на данные, указанные разработчиком в разделе 7 сводного отчета, о том, что "товаропроизводители в 100 % случаях обладают своими учетными информационными системами, обеспечивающими учет совершаемым ими операций с соответствующей продукцией, а также учитывая функциональную возможность в ФГИС "Зерно" взаимодействовать с указанными учетными информационными системами участников рынка зерна (API)", рассматриваемое проектируемое положение не соответствует условиям установления обязательных требований Закона N 247-ФЗ и нуждается в доработке.
Одновременно Минэкономразвития России с целью возможного смягчения регуляторного воздействия на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности предлагает дополнительно проработать вопрос увеличения проектируемого срока (3 рабочих дня со дня получения уведомления об окончании периода действия аварийной ситуации), который отводится на внесение ими сведений и информации за указанный период во ФГИС прослеживаемости зерна, имея в виду исполнимость данного требования в условиях продолжительного действия аварийной ситуации и накопленного большого массива данных, в том числе не исключая его аккумулирования на бумажных носителях.
Обязанности должны обуславливаться наличием высоких рисков для охраняемых законом ценностей, устанавливаться с учетом минимизации издержек для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, основанной на их предварительном расчете.
Согласно принципу обоснованности обязательных требований, предусмотренному статьей 6 Закона N 247-ФЗ, необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
При проектировании нормативных правовых актов необходимо учитывать конституционный принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов при осуществлении правового регулирования и оценить не только то, насколько разрабатываемое требование позволяет устранить (снизить) конкретный риск причинения вреда определенным охраняемым законом ценностям, но и то, насколько адекватны объективно прогнозируемые затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательного требования.
Изложенное означает, что предлагаемый способ нормативного регулирования должен быть сбалансированным по показателям выгод и издержек потенциальных адресатов. При этом эффективным признается регулирование, в силу которого баланс выгод от предполагаемого регулирования превышает издержки потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования.
Принцип исполнимости обязательных требований предусматривает,что при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями при обычных условиях гражданского оборота, и не перекладываться государством на хозяйствующих субъектов в тех случаях, когда это не оправдано.
4. Для формирования единообразной правоприменительной практики, соблюдения принципа правовой определенности, установленного статьей 7 Закона N 247-ФЗ, во втором абзаце проектируемого пункта 47(5) Правил создания ФГИС прослеживаемости зерна разработчику целесообразно указать способы передачи оператором ФГИС прослеживаемости зерна номеров товаросопроводительных документов на партию зерна или партию продуктов переработки зерна хозяйствующим субъектам при получении от них соответствующего запроса в период действия аварийной ситуации. Отсутствие указанных способов или ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов, их устанавливающих, может привести к различным трактовкам и определениям путей реализации проектируемой нормы и не исключает возникновения необоснованных издержек у заинтересованных лиц, связанных в том числе с фактическим получением запрошенных ими номеров товаросопроводительных документов.
5. Проекта акта ранее рассматривался Минэкономразвития России в рамках межведомственного согласования. Замечания Минэкономразвития России, направленные в Минсельхоз России письмом от 19 сентября 2023 г. N 33901-КМ/Д18и, учтены не в полном объеме.
В абзаце четвертом пункта 3 Правил оформления товаросопроводительного документа необходимо предусмотреть, что при подписании товаросопроводительного документа может быть использована усиленная неквалифицированная электронная подпись наряду с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Аналогичное замечание имеется к абзацу первому пункта 19 Правил оформления товаросопроводительного документа.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
решение проблемы предложенным способом регулирования не обосновано;
проект акта не соответствует Закону N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект акта, как отмечалось в настоящем заключении ранее, содержит положения, устанавливающие обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.