Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минэнерго России "О внесении изменений в Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 22 сентября 2020 г. N 796" (далее соответственно - проект акта, Правила N 796), направленный Минэнерго России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является поручение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. N 1104-П36-ДГ.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях:
закрепления механизма, позволяющего заявителю получать государственную услугу по проверке знаний персонала организаций электроэнергетики Российской Федерации (далее - проверка знаний) посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);
сокращения сроков оказания государственной услуги посредством ЕПГУ с 30 до 15 рабочих дней.
Проект акта и сводный отчет размещались разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru (ID: 02/08/08-23/00140870) в целях проведения публичного обсуждения в период с 14 августа по 1 сентября 2023 г., заявлено о средней степени регулирующего воздействия. Предложения и замечания, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта акта, разработчиком частично учтены.
Проектом акта предусматривается внесение в пункты 56(1) и 61 Правил N 796 следующих изменений.
Пункт 56(1) Правил N 796 излагается в новой редакции. При этом предусматривается возможность направления заявления о проведении проверки знаний (далее - заявление) посредством ЕПГУ.
Новой редакцией указанного пункта конкретизирован перечень данных, необходимых для указания в заявлении, уточнены случаи необходимости представления совместно с заявлением копий документов о предыдущих проверках знаний.
Предусматриваются сроки:
проведения проверки знаний в комиссиях по проверке знаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора (далее - Ростехнадзор) (его территориального органа) (далее - комиссии), не превышающие 30 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе электронного документооборота, в случае направления заявления посредством ЕПГУ - 15 рабочих дней с даты его регистрации;
уведомления заявителя об оставлении заявления без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения проверки знаний не позднее 5 рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления.
Пункт 61 Правил N 796 дополнен необходимостью фиксации результатов проведения проверки знаний в комиссии по проверке знаний организации в журнале учета проверки знаний.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил в период с 31 октября по 7 ноября 2023 г. проведены публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Татэнерго", ООО "КЭнК" и АО "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" об отсутствии издержек в связи с внесением изменений в Правила N 796.
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), независимо от наличия (либо отсутствия) в проекте акта обязательных требований.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В отношении проекта акта необходимо отметить следующее.
1. Закрепление механизма, позволяющего заявителю получать государственную услугу по проверке знаний посредством ЕПГУ, предполагает выполнение обязанностей Ростехнадзором (его территориальных органов) по совершению действий, направленных на оказание этой государственной услуги, а также соблюдению сроков ее оказания. Проектом акта предлагается закрепить ряд таких обязанностей в Правилах N 796.
Вместе с тем пунктом 2 Правил N 796 четко определен круг организаций, на которые распространяются содержащиеся в них требования. Ростехнадзор (его территориальные органы) к данному кругу организаций не отнесены.
В связи с этим с целью соблюдения принципа правовой определенности и системности, закрепленного Законом N 247-ФЗ, содержание пункта 2 Правил N 796 необходимо дополнить положением, распространяющим действие Правил N 796 на Ростехнадзор (его территориальные органы).
2. В содержании абзаца двенадцатого проектируемого пункта 56(1) Правил N 796 с целью соблюдения принципа правовой определенности и системности, закрепленного Законом N 247-ФЗ, следует уточнить ссылку на пункт 49(1) Правил N 796, указав, что речь идет об организациях, указанных в его абзаце втором.
3. В проектируемом абзаце тринадцатом пункта 56(1) Правил N 796 содержится требование к Ростехнадзору (его территориальному органу) уведомлять заявителя об оставлении заявления, поданного посредством ЕПГУ, без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения проверки знаний.
В указанном абзаце необходимо уточнить, каким именно способом Ростехнадзор (его территориальный орган) уведомляет заявителя о своем решении в отношении заявления.
В целях соблюдения принципа определенности и системности, предусмотренного статьей 7 Закона N 247-ФЗ, целесообразно предусмотреть сроки и способ уведомления заявителя об оставлении заявления без рассмотрения (с мотивированным обоснованием причин отказа) или о дате, времени и месте проведения проверки знаний в случае, если заявление подано почтовым отправлением или посредством электронной почты.
4. В абзаце первом пункта 61 Правил N 796 в проектируемой редакции упомянуто о необходимости фиксирования результата проведения проверки знаний в журнале учета проверки знаний.
В целях соблюдения принципа определенности и системности, предусмотренного статьей 7 Закона N 247-ФЗ, необходимо уточнить, кем конкретно должно осуществляться указанное действие, комиссией организации или Ростехнадзором (его территориальным органом).
5. В соответствии с проектируемым абзацем вторым пункта 61 Правил N 796 результат проведения проверки знаний в комиссии, сформированной Ростехнадзором (его территориальным органом), должен оформляться протоколом проверки знаний и фиксироваться в журнале учета проверки знаний.
Вместе с тем описанием целевого состояния предоставления государственной услуги "Подтверждение готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики" (ОЦС 2), одобренным на заседании Межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, предусмотрена реализация реестровой модели, в рамках которой фактом подтверждения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики является запись в реестре, обладающая юридической значимостью, а не бумажный или электронный документ.
При этом Ростехнадзор должен вести реестр и вносить в него сведения о результатах проверки знаний, о чем заявителю направляется соответствующее уведомление.
Таким образом, проект акта требует доработки в указанной части.
6. Согласно ОЦС 2 в проекте акта необходимо предусмотреть возможность проведения дистанционной проверки знаний, а также пролонгацию свидетельства в автоматическом режиме (обладателю свидетельства автоматически посредством ЕПГУ направляется уведомление об истечении срока его действия, при этом в упрощенном порядке формируется запрос на представление документов для пролонгации действия свидетельства).
7. В целях реализации единообразного подхода к установлению срока предоставления государственной услуги и его оптимизации сроки проведения проверки знаний в комиссиях по проверке знаний Ростехнадзора (его территориального органа) независимо от способа подачи заявления (почтовым отправлением, посредством электронный почты или ЕПГУ) должны соответствовать ОЦС 2 и составлять не более 15 рабочих дней (в случае проведения проверки в очном формате) и 10 рабочих дней (в случае проведения проверки в дистанционном формате) со дня поступления заявления.
В связи с этим проектируемый абзац одиннадцатый пункта 56(1) Правил N 796 требует корректировки.
8. В проектируемом пункте 56(1) Правил N 796 необходимо предусмотреть возможность для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подписывать заявление, направляемое посредством ЕПГУ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и усиленной неквалифицированной электронной подписи.
9. Положения проекта акта содержат обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ, однако не содержат норм, закрепляющих срок вступления его в силу, что не учитывает требование части 1 статьи 3 указанного федерального закона, согласно которой положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
С учетом изложенного и пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 4366-П36-ДГ считаем целесообразным установить срок вступления в силу проекта акта 1 сентября 2024 года.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, в случае учета замечаний, изложенных в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Департамент регуляторной политики |
А.И. Херсонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.