Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 15.11.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях совершенствования законодательства в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также исполнения Концепции внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период, утвержденной Аппаратом Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 6571п-П51 (далее - Концепция), и пунктов 1 - 3 Плана-графика по внесению в 2022 и 2023 годах в Правительство Российской Федерации проектов постановлений Правительства Российской Федерации в целях синхронизации маршрутов тарифного регулирования, утверждения инвестиционных программ и сроков актуализации отраслевых схем, а также обеспечения цифровизации, долгосрочности тарифов и развития механизма целевого инвестирования в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Аппаратом Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 10404п-П16.
Концепцией предусмотрена необходимость синхронизации схем объектов инфраструктуры регулируемых организаций, инвестиционных и других целевых программ, направленных на модернизацию и развитие инфраструктуры, в целях обеспечения комплексного решения вопросов, связанных с модернизацией и повышением эффективности инженерной инфраструктуры регионов и принятия взаимоувязанных технических, тарифных и инвестиционных решений на региональном уровне
Согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р (далее - Стратегия), вызовами отрасли являются недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, а также высокий износ коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Так, более 40 процентов линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждаются в замене (391 из 940 тыс. километров сетей), в том числе:
сетей водоснабжения 43,4 процента (249 тыс. километров из 574 тыс. километров);
сетей теплоснабжения 30 процентов (50 тыс. километров из 167 тыс. километров);
сетей водоотведения 46 процентов (92 тыс. километров из 199 тыс. километров).
В Стратегии указано, что в целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5 процентов их общей протяженности.
Также в Стратегии отмечается, что необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения во всех субъектах Российской Федерации, в том числе с привлечением бюджетных средств, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что потребует принятия субъектами Российской Федерации оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.
С учетом задач по модернизации коммунальной инфраструктуры проектом постановления предусматривается синхронизация тарифного календаря по срокам утверждения и актуализации схем и инвестиционных программ, срокам установления тарифов, срокам утверждения индексов изменения платы граждан.
Указанное позволит принять субъекту Российской Федерации взаимоувязанные технические, тарифные и инвестиционные решения, а также сформировать индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учетом максимально возможных инвестиций в коммунальную инфраструктуру.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782, Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154, Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130.
Указанные выше схемы являются плановыми программными документами, содержащими предпроектные материалы по обоснованию развития систем коммунальной инфраструктуры, в том числе результаты технического обследования, а также предложения по строительству, реконструкции и модернизации данных систем, которые в последующем подлежат включению в инвестиционные программы регулируемых организаций.
Проектом постановления предлагается установить, что схемы должны утверждаться (актуализироваться) не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который утверждаются или актуализируются схемы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения (для населенных пунктов с численностью населения, составляющей до 500 тыс. человек), территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. В населенных пунктах с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городах федерального значения схема теплоснабжения должна быть утверждена не позднее 1 августа года, предшествующего году, на который утверждается или актуализируется схема.
Разработка проектов инвестиционных программ на базе актуализированных схем является одной из основ своевременного предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения и принятия сбалансированных инвестиционных решений.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641, Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 410, Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 424, в части установления единых сроков для:
- направления регулируемой организацией проекта инвестиционной и производственной программ на утверждение в уполномоченный орган (до 1 мая);
- направления регулируемой организацией проекта изменений (корректировки) инвестиционной программы в уполномоченный орган, в том числе корректировки проекта инвестиционной программы, направленного впервые на утверждение в уполномоченный орган в случае, если такой проект требует корректировки в связи с актуализацией схемы (до 30 августа);
- направления регулируемой организацией отчета об исполнении инвестиционной программы за предыдущий год в уполномоченный орган и орган регулирования (до 1 мая);
- утверждения уполномоченным органом инвестиционной программы, изменений (корректировки) инвестиционной программы (до 1 ноября).
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Основы формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400, в части закрепления срока установления индексов по субъектам Российской Федерации (до 15 октября), а также переноса срока утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельных индексов (до 1 декабря).
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части изменения сроков утверждения регулируемых цен (тарифов) (до 1 декабря).
Также проектом постановления предусматривается перенос срока ежегодной корректировки регулируемых цен (тарифов), связанной с неисполнением инвестиционных программ, на более ранний срок (I-1).
В настоящее время корректировка тарифов в связи с неисполнением инвестиционных программ учитывается на второй год, следующий за годом, в котором реализовывалась инвестиционная программа (I-2), что создает экономические выгоды для регулируемой организации, не исполняющей инвестиционную программу.
Проектом постановления предлагается осуществлять такую корректировку до 20 июня года, следующего за годом, в котором реализовывалась инвестиционная программа (после сдачи годовой отчетности исполнения инвестиционных программ за предыдущий год), и учитывать ее в тарифах, установленных на второе полугодие (с 1 июля).
Перенос на более ранний срок существующего механизма исключения из необходимой валовой выручки расходов на реализацию мероприятий инвестиционных программ, учтенных при установлении тарифов, в связи с неисполнением инвестиционной программы, направлен на пресечение практики беспроцентного кредитования регулируемых организаций за счет средств потребителей коммунальных услуг.
Данный подход соответствует Концепции, предусматривающей необходимость установления мер ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение мероприятий инвестиционных программ, учтенных при установлении тарифа.
Проектом постановления также предусматривается совершенствование порядков согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условия концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Также проектом постановления предусматривается:
- совершенствование порядка предоставления органом регулирования предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- совершенствование порядка утверждения инвестиционных программ в случае если их реализация требует согласования с ФАС России превышения индекса по субъекту Российской Федерации, а также установление порядка учета расходов капитальных вложений по таким программам, корректировки указанных расходов в случае отсутствия или отказа в согласовании превышения;
- утверждение форм инвестиционных и производственных программ,а также отчетов об их выполнении;
- утверждение инвестиционных программ с указанием структуры возврата капитальных вложений за счет средств, учтенных при установлении тарифов;
- установление обязанности и сроков представления регулируемыми организациями отчетов об утвержденных инвестиционных программах, а также отчетов об их выполнении в рамках регионального контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов);
- установление порядка определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, а также учета расходов на капитальные вложения при установлении тарифов в случае отсутствия укрупненных сметных нормативов;
- уточнение сроков представления регулируемыми организациями дополнительных документов и материалов, в том числе утвержденных инвестиционных программ при установлении тарифов;
- установление запрета на корректировку прошедших периодов инвестиционной программы по аналогии со сферой электроэнергетики;
- исключение из Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, положений о нормативах потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, поскольку общедомовые нужды относятся к жилищным, а не к коммунальным услугам;
- совершенствование контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по аналогии со сферой водоснабжения и водоотведения;
- совершенствование контроля за реализацией производственных программ в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами;
- установление возможности представления предложения об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в электронном виде посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ФГИС "ЕИАС"), направления решений и протоколов в электронном виде посредством ФГИС "ЕИАС";
- установление положения о том, что при утверждении инвестиционной программы в рамках реализации регуляторного соглашения в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы не могут быть признаны недоступными;
- установление в инвестиционных программах их целей для синхронизации со стандартами раскрытия информации.
В проекте постановления содержаться новые требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности.
Принятие и дальнейшая реализация проекта постановления не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления направлено на достижение целей, предусмотренных Стратегией.
В связи с принятием проекта постановления не потребуется принятие постановлений, устанавливающих, отменяющих или изменяющих полномочия иных федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, а также внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.