Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 15.11.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" подготовлен Минтрансом России в целях реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части рассмотрения административных дел, возбужденных за нарушения правил плавания на внутреннем водном транспорте, выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (статья 11.7), и соотнесения с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в части положений об уплате сумм штрафов в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременном администрировании правонарушений на федеральном уровне.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость установления в статье 46 БК РФ изъятия в части положений об уплате сумм штрафов, установленных КоАП РФ за нарушение правил плавания на внутреннем водном транспорте в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременном администрировании правонарушений на федеральном уровне (по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области внутреннего водного транспорта, или его территориального органа, принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье) по аналогии с нарушениями правил дорожного движения.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении при фиксации административных правонарушений на внутреннем водном транспорте работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (перечень поручений от 30 июля 2023 г. N Пр-1496 по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства 20 июня 2023 года) Минтрансом России в целях формирования правовой базы для реализации должностными лицами Ространснадзора полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, выявленных с использованием специальных технических средств фото- и видеофиксации (на примере использования комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта на водных путях города Москвы), подготовлены соответствующие изменения в КоАП РФ.
При подготовке законопроекта выявлена необходимость внесения изменений также в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в целях определения механизма для использования указанных специальных технических средств), в Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в целях установления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на решение вопросов по размещению на внутренних водных путях Российской Федерации специальных технических средств), а также в БК РФ (в части положений об уплате сумм штрафов в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременном администрировании правонарушений на федеральном уровне).
По общему правилу статьи 46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами исполнительных органов субъектов Российской Федерации либо должностными лицами государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам субъектов Российской Федерации. Органам, уполномоченным на администрирование правонарушений, предусмотренных статьей 11.7 КоАП РФ, является в том числе Ространснадзор (статья 23.36 КоАП РФ). При этом, в случае, если администрирование правонарушений осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными учреждениями, суммы штрафов подлежат зачислению в федеральный бюджет в соответствии со статьей 46 БК РФ. В то же время пунктом 3 статьи 46 БК РФ предусматривается изъятие из статьи 46 БК РФ в части нарушений правил дорожного движения, в соответствии с которым суммы штрафов, установленных КоАП за нарушение правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (исполнительного органа субъекта Российской Федерации), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.
В этой связи в целях определения механизма компенсации затрат субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий по размещению и содержанию на внутренних водных путях Российской Федерации работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, предусмотренных статьей 11.7 КоАП, а также передаче информации о нарушениях правил плавания, полученной с помощью указанных автоматических средств фиксации, в Ространснадзор необходимо внесение изменения в БК РФ в части положений об уплате сумм штрафов в бюджеты субъектов Российской Федерации при одновременном администрировании правонарушений на федеральном уровне по аналогии с нарушениями правил дорожного движения.
В этой связи проектом федерального закона вносится изменение в статью 46 БК РФ в части дополнения пунктом 3.2, предусматривающим, что суммы штрафов, установленных КоАП за нарушение правил плавания на внутреннем водном транспорте в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области внутреннего водного транспорта, или его территориального органа, принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, по нормативу 100 процентов.
Таким образом, вносимые в КоАП РФ изменения будут касаться исключительно нарушений правил плавания на внутреннем водном транспорте, рассматриваемых Ространснадзором.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Учитывая сроки вступления в силу федеральных законов "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", обусловивших необходимость принятия проекта федерального закона, установленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", проектом федерального закона предусмотрено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличение численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона не связано с целями государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить реализацию полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по размещению и содержанию на внутренних водных путях Российской Федерации работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, предусмотренных статьей 11.7 КоАП.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по размещению и содержанию на внутренних водных путях Российской Федерации работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания, предусмотренных статьей 11.7 КоАП, будут реализованы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в который поступают платежи в счет уплаты административных штрафов за совершение административных правонарушений, зафиксированных с помощью стационарных средств фиксации правонарушений на внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
6. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект федерального закона подлежит согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте акта обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.