Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 21.11.2023 г.)
Во исполнение пункта 1.3.9 Плана Министерства внутренних дел Российской Федерации по сопровождению и разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных актов, а также участие в подготовке к подписанию международных правовых актов в 2023 году, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 13 февраля 2023 г. N 1/1520, подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - законопроект).
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью уточнения нормативно-правового регулирования предоставления адресно-справочной информации, содержащейся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных), с учетом анализа накопленной правоприменительной практики в данной сфере, а также планируемого изменения законодательства в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Законопроектом закрепляются определения терминов: "адресно- справочная информация" и "адресно-справочная работа", а также уточняется перечень физических и юридических лиц, которым адресно-справочная информация предоставляется без согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, законопроектом предусматривается направление в адрес субъекта персональных данных соответствующего извещения для возможного самостоятельного представления в адрес заявителя адресно-справочной информации о себе (в настоящее время информация заявителю направляется территориальным органом МВД России с согласия субъекта персональных данных). Указанные изменения позволят существенно сократить сроки предоставления государственной услуги по предоставлению адресно- справочной информации.
Одновременно законопроектом предлагается исключить из перечня сведений, содержащихся в базе данных, информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (далее - СНИЛС). В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации российским гражданам СНИЛС присваивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" не предусмотрено внесение в банки данных о гражданах, формирование и ведение которых осуществляется полицией, информации о СНИЛС.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание МВД России.
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, что обусловлено необходимостью внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий издание Федерального закона направлено на приведение положений законодательства, затрагивающего вопросы предоставления адресно-справочной информации, в соответствие с требованиями простоты, понятности и прозрачности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечёт отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
ГУВМ МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.