Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. N 843н" (далее соответственно - проект акта, Порядок), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик),и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/08-23/00141227).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 25 августа по 14 сентября 2023 года.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан во исполнение плана-графика подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 381-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 381-ФЗ), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 9 августа 2023 г. N ТГ-П45-6749.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта подготовлен в целях гармонизации законодательства о специальной оценке условий труда в связи с принятием Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
В силу Закона N 247-ФЗ под обязательными требованиями понимаются условия, ограничения, запреты, обязанности, содержащиеся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Установлено, что Порядок не включен в перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Роструда от 31 декабря 2020 г. N 265 (далее - Перечень актов, содержащих обязательные требования),а также в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467.
Вместе с тем анализ нормативного содержания Порядка позволяет сделать вывод о наличии в нем обязательных требований ввиду следующего.
Порядок принят в развитие статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", регламентирующей основы функционирования Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ), в том числе устанавливающей соответствующие обязательные требования (например, какая информация подлежит передаче во ФГИС СОУТ, сроки ее передачи и т. д.).
Положения частей 1, 3 и 8 статьи 18 Закона N 426-ФЗ включены в Перечень актов, содержащих обязательные требования, а статьей 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Наряду с этим положения Порядка не только дублируют отдельные обязательные требования, установленные статьей 18 Закона N 426-ФЗ (например, пункт 6 Порядка в части того, какая информация должна передаваться во ФГИС СОУТ), но и устанавливают новые по отношению к указанной статье обязательные требования (например, пункт 5.1 Порядка, согласно которому организацией, проводящей специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее пяти рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда, во ФГИС СОУТ передаются перечисляемые сведения).
Нарушения положений частей 1, 3 и 8 статьи 18 Закона N 426-ФЗ, которые также детализируются в Порядке, служат основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 14.54 КоАП РФ*(1).
Таким образом, правовые нормы Порядка необходимо рассматривать в системном единстве с положениями статьи 18 Закона N 426-ФЗ.
Однако, с учетом положений частей 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ, с 1 января 2021 г. не допускается оценка содержащихся в Порядке обязательных требований,а их нарушение не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Ввиду изложенного в целях исключения пробела правового регулирования в сфере формирования, хранения и использования сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда необходимо переиздание данного Порядка.
Также проектом акта предлагается установить требования к машиночитаемым доверенностям, которые обязаны соблюдать субъекты регулирования.
В связи с тем, что содержание Порядка дублирует отдельные обязательные требования, установленные статьей 18 Закона N 426-ФЗ, нарушение которых является основанием для привлечения к административной ответственности, что подтверждается анализом судебной практики, необходимо положения Порядка рассматривать в системном единстве с Законом N 426-ФЗ.
Считаем необходимым предусмотренное Порядком регулирование рассматривать исходя из основ, заложенных в Законе N 247-ФЗ, в том числе учитывать, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований, а также предусмотренные пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 4366-П36-ДГ предписания в части срока вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Дополнительно обращаем внимание, что разработчику при проектировании положений Порядка, с учетом вышеизложенного, необходимо устанавливать обязательные требования, строго следуя принципам законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости, предусмотренным статьями 5-9 Закона N 247-ФЗ.
Дополнительно обращаем внимание на техническую ошибку, допущенную в наименовании проекта акта: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 843н утвержден 3 ноября 2015 г., а не 2021 года.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
-------------------------------------------
*(1) Например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2021 г. N 04АП-3770/2021 по делу N А19-3533/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф08-12235/2020 по делу N А53-11576/2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.