Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об установлении формата уникального идентификатора автономного судна, порядка его присвоения и требований к его нанесению на корпус автономного судна" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 3 по 30 октября 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/10-23/00142358).
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
По информации разработчика, Федеральным законом от 10 июля 2023 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) будут внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ), касающиеся введения идентификации автономного судна.
Федеральным законом N 294-ФЗ вносятся изменения в части дополнения статьи 7 КТМ пунктом 7, содержащим определение автономного и полуавтономного судна. Под автономным судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Под полуавтономным судном понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.
Под полностью автономным судном понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях установления отсутствующего регулирования в части уникального идентификатора автономного судна, порядка его присвоения и требования к его нанесению на корпус автономного судна.
По информации, полученной от разработчика, в идентификаторе в зависимости от наличия либо отсутствия экипажа на борту судна будет различаться указание на следующие обозначения: FA - полная автономность судна, отсутствие экипажа на борту; SA - частичная автономность, присутствие экипажа на борту.
В соответствии с пунктом 3 проекта акта в предлагаемой редакции на автономных судах, построенных из неметаллических материалов, способ нанесения уникального идентификатора автономного судна должен быть определен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом.
При наличии конструктивных особенностей автономного судна, не позволяющих нанести на его корпус уникальный идентификатор в соответствии с требованиями указанного пункта, размеры и место нанесения уникального идентификатора должны быть определены российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом.
Отмечаем, что организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, является Федеральное автономное учреждение "Российское классификационное общество", которое является юридическим лицом в гражданско-правовой форме автономного учреждения.
Статьей 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) установлено, что обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В то же время положения пункта 3 проекта акта свидетельствуют о возможности установления обязательных требований Федеральным автономным учреждением "Российское классификационное общество", что противоречит положениям статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ.
Учитывая изложенное, полагаем возможным разработчику установить в проекте акта положение, согласно которому нанесение идентификационных знаков в определенных случаях осуществляется судовладельцами по рекомендации организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, исключив таким образом нарушение обозначенных положений Федерального закона N 247-ФЗ, имплицитно наделяющих Федеральное автономное учреждение "Российский речной регистр" полномочием на установление обязательных требований.
В случае учета представленного замечания по результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.