Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Ростехнадзора "О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536" (далее соответственно - проект акта, ФНП), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Ростехнадзором (далее соответственно - заключение, разработчик),и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Письмом от 18 сентября 2023 г. N 33731-АХ/Д26и Минэкономразвития России уведомило разработчика о возврате сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) и проекта акта на доработку в соответствии с пунктом 29 Правил N 1318.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (далее - официальный сайт) (ID проекта акта: 02/08/06-23/00139093).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета на официальном сайте в периоды с 10 по 7 июля и с 30 по 31 августа 2023 года.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 24 апреля 2023 г. N 1104-П36-ДГ (далее - Поручение).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях:
исключения неоднозначности требований об учете оборудования, работающего под избыточным давлением;
установления возможности проведения учета оборудования в процессе регистрации опасных производственных объектов;
оптимизации учета оборудования и регистрации опасных производственных объектов, вследствие этого - высвобождение временных и материальных ресурсов эксплуатирующих организаций;
создания условий для оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности в соответствии с "чек-листами" критериев целевого состояния видов разрешительной деятельности, осуществляемой Ростехнадзором в отношении опасных производственных объектов (ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением.
Проект акта рассмотрен на заочном заседании членов рабочей группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в сфере промышленной безопасности в полном составе (протокол от 28 июля 2023 г. N 97), по результатам которого рабочей группой принято решение о согласовании проекта акта без замечаний.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
Поручением предусмотрена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты исключительно в соответствии с критериями целевого состояния видов разрешительной деятельности (чек-листами). В свою очередь, проектируемое проектом акта регулирование выходит за пределы Поручения,а необходимость установления соответствующих положений не в полной мере обоснована разработчиком в сводном отчете, в связи с чем такие положения не отвечают принципу законности принятия обязательных требований (часть 1 статьи 5 Закона N 247-ФЗ), устанавливающему возможность их утверждения исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.
В частности, согласно абзацу первому пункта 223 ФНП в редакции проекта акта объекты, на которых используется оборудование, перечисленное в пункте 3 ФНП, создающее указанный в пункте 2 ФНП признак опасности (за исключением оборудования, указанного в подпунктах "а" - "м" пункта 223 ФНП), подлежат регистрации в государственном реестре ОПО территориальными органами Ростехнадзора и иными федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности или Госкорпорацией "Росатом", которым предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в реестре ОПО.
В силу абзаца первого пункта 224 ФНП в редакции проекта акта для учета оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация дополнительно при внесении (изменении) сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, или в Госкорпорацию Росатом перечисляемые документы (сведения).
Пунктом 3 ФНП определено, что устанавливаемые требования распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяется определенное оборудование, работающее под избыточным давлением (далее - оборудование).
В соответствии с абзацем пятым статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на ОПО, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.
Требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471 (далее - Требования к регистрации ОПО), не устанавливают порядок внесения оборудования в реестр ОПО (постановки оборудования на учет в реестре ОПО).
Кроме того, абзацем вторым пункта 10 Требований к регистрации ОПО регламентировано, что при проведении идентификации необходимо учитывать, что ОПО не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. ОПО является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Абзацем "к" подпункта 1 пункта 14 Требований к регистрации ОПО установлено, что для регистрации объекта в реестре ОПО эксплуатирующая организация представляет в том числе сведения, характеризующие каждый ОПО, содержащие наименование, тип, марку, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств.
Таким образом, субъекты регулирования могут трактовать указанную норму, что необходимо сначала оборудование поставить на учет, после чего объект регистрируется в реестре ОПО.
В связи с чем представляется целесообразным внести соответствующие корреспондирующие изменения в Требования к регистрации ОПО либо исключить из ФНП соответствующие положения.
Также полагаем, что вопросы регистрации ОПО (внесение изменений) не относятся к предметной области ФНП.
Кроме того, выстроенная ведомственными нормативными правовыми актами система "учета" технических устройств вызывает сомнения в связи со следующим.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Закон N 116-ФЗ предусматривает обязательное требование по регистрации ОПО, обязанности у эксплуатирующих организаций по осуществлению постановки на "учет" технических или каких-либо иных устройств (оборудования) на законодательном уровне не установлено.
Пункт 14 Требований к регистрации ОПО устанавливает объемный перечень документов и сведений, которые обязаны представлять эксплуатирующие организации, необходимый для формирования и ведения реестра ОПО.
Анализ представляемого пакета документов эксплуатирующими организациями на этапе регистрации ОПО позволяет сделать вывод о том, что у разработчика имеются все необходимые сведения для самостоятельного ведения при необходимости "учета" технических устройств, без предъявления дополнительных требований к субъектам регулирования.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 247-ФЗ в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем закрепленные обязательные требования в ФНП, предъявляемые к эксплуатирующим организациям по "учету" оборудования, подлежат исключению.
Указанное не противоречит позиции о возможности в рамках установленных полномочий разработчика осуществлять самостоятельное ведение "учета" оборудования в составе реестра ОПО или иным способом без предъявления дополнительных требований к субъектам регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.